Итак, новая страна. Применительно к топливному рынку нефтеперерабатывающей и нефтегазовой отраслям вряд ли следует говорить о перевороте или революции, но перемен не избежать. Более того, есть все предпосылки для успешных реформ и значительного улучшения ситуации. Насколько глубокими и масштабными будут изменения, коренными или косметическими, во многом зависит от новой команды Кабмина и ключевых министерств. Прозвучавшие фамилии кандидатур на должности «энергетических» вице-премьера и министров не впечатляют. Для управления отраслью необходим человек с железными нервами и прочими органами такого же качества. Пол значения не имеет: удалось же Юлии Тимошенко в 2000 г. совершить в топливно-энергетическом комплексе настоящую революцию…
Добыча: кадры и непопулярные решения
Пульс нефтегазодобычи в Украине напрямую зависит от деятельности компаний с крупным государственным участием — «Укрнафты» и «Укргаздобычи», которые формируют до 90% производства в этой отрасли. Ранее ZN.UA неоднократно отмечало плачевную производственную динамику обеих компаний и их структур. Так, «Укрнафта» за последние пять лет снизила добычу нефти на 44,3%, природного газа — на 35,4% (см. рис. 1, 2). По «Укргаздобыче» эти цифры составляют 13,1 и 1% соответственно.
Главная причина таких «результатов» — фактическое отстранение государства от управления госкомпаниями и их передача в ведение менеджмента олигархов.
С 2003 г. «Укрнафта» находится в безраздельном управлении группы «Приват» Игоря Коломойского (хотя его структурам принадлежит около 48% акций, тогда как на 100% государственной НАК «Нафтогаз Украины» — 50%+1 акция «Укрнафты»).
Уже можно составить примерную схему работы этого нехитрого механизма. Каждому новому чиновнику полагается бонус, в обмен на который тот не сует свой нос в дела компании, без лишней надобности не созывает собрания акционеров, по мере возможностей и за отдельное вознаграждение начинает помогать в лоббировании интересов частного акционера. Так, в 2012 г. «Приват» через своих депутатов в Верховной Раде добился снижения рентных платежей на добычу нефти под лозунгами необходимости увеличить инвестиции в разведку и добычу. Прибыль «Укрнафты» сразу же выросла на миллиарды гривен (пропорционально падению бюджетных платежей), а темпы бурения и добычи по компании продолжили падение…
В 2011 г. очередная волна недовольства премьера низкими показателями нефтегазовых госкомпаний привела к назначению председателем правления ПАО «Укрнафта» якобы независимого эксперта Питера Ван Хеке. Эксперты заподозрили сразу, а практика быстро доказала, что новый топ-менеджер почему-то лучше слышит частного акционера… Всех, кого «спускают» в компанию сверху, быстро «перекупают». По словам очевидцев, один из заместителей председателя правления «нищего» ПАО «Укрнафта» в прошлом году щеголял «Ролс Ройсом» последней модели.
С 2010 г. контролеры — вице-премьер и министр — были отодвинуты от «Укрнафты» «Семьей». Поговаривали, что Коломойский был вынужден отписать половину своего пакета в компании. (Если это так, то интересно, кому именно теперь принадлежит эта «отписанная половина» «Укрнафты»?) Видимым подтверждением нового порядка вещей стало назначение в новую команду менеджеров Артема Щербаня. В случае его скорого ухода из компании данная версия лишний раз подтвердится.
ПАО «Укрнафта» уже несколько лет не проводит собрания акционеров, не выплачивает дивиденды, а ведь прибыль компании за последние три года составила около 4 млрд грн. Очевидно, остро нуждающаяся в деньгах новая власть вскоре обнаружит этот финансовый резерв, и тогда Коломойский разыграет свой неоднократно испытанный прием: в обмен на выполнение законных требований о собрании акционеров и выплате дивидендов попытается сохранить скрытое большинство в наблюдательном совете «Укрнафты» (за счет вроде как независимых членов, которыми, как правило, оказываются коррумпированные чиновники). То есть ситуация в компании опять будет законсервирована, что в нашем случае означает ее дальнейший крах. Ситуация требует профессионального диалога с частным акционером «Укрнафты» для установления пристального государственного контроля за деятельностью компании и реализацией инвестиционной программы.
В свою очередь, ПАО «Укргаздобыча» было отдано на откуп Дмитрию Фирташу. Если же верить неподтвержденной информации, то возможность рулить крупнейшим добытчиком газа в 2010 г. была не отдана, а продана победителю закрытого конкурса за $1 млрд. Так это или нет, доподлинно неизвестно, но результат очевиден: падение всех производственных показателей, разрушение профессионального коллектива и просто потеря драгоценного времени.
В 2013 г. на фоне роста противоречий с Д. Фирташем «Семья» начала теснить его в «Укргаздобыче». Скорее всего, именно фирташевской стороне принадлежит авторство облетевшей Интернет записки на имя Виктора Пшонки по поводу программы «Сжиженный газ», опубликованной журналистом Мустафой Найемом.
Экс-менеджер фирташевского Ostchem, а затем уже глава ПАО «Укргаздобыча» Юрий Борисов неоднократно собирался «с вещами на выход», усиливал охрану и уходил на больничный. Внешним проявлением противостояния было прекращение летом прошлого года отгрузок сжиженного газа структурам Сергея Курченко. (Напомню, ПАО «Укргаздобыча» является крупнейшим в стране производителем сжиженного газа.)
Каким-то чудом увольнения Ю. Борисову тогда удалось избежать, но под конец года в компанию пришел Николай Плюшкин, ставший вторым первым замом Борисова и, по данным источников в компании, перетянувший на себя основные руководящие функции. Стоит ли удивляться, что декабрьский газ снова ушел прежнему покупателю…
Рецепт восстановления ПАО «Укргаздобыча» прост — назначение профессионального и незаангажированного менеджмента и возвращение в компанию квалифицированных специалистов. Быстрого результата не будет, разведка недр и добыча углеводородов — это не тот случай.
Также новой власти необходимо наконец-то набраться смелости и разрешить главную проблему газовой отрасли — сделать рыночной цену на газ государственных компаний. Лучшее подтверждение эффективности данного шага — динамика развития частной нефтегазодобычи, растущей который год подряд. Мучительными раздумья не будут — не вызывает сомнений, что «газовое» требование сохранится в перечне условий МВФ, на помощь которого главным образом рассчитывает новая власть. Остается проконтролировать, чтобы резкое увеличение доходности госкомпаний было направлено в бюджет, еще лучше — было на самом деле направлено на модернизацию и расширение ресурсной базы.
Нефтетранспорт: Беня должен уйти…
Несмотря на все заслуги группы «Приват» и лично Игоря Коломойского перед революцией, его людей надо убирать от руля государственной «Укртранснафты». Потеряв все возможные объемы транзита (см. рис. 3), в последние годы менеджмент «Укртранснафты» всю деятельность сосредоточил на постепенном опустошении системы от технологической нефти, нанося убытки государству и ликвидируя стратегическую перспективу мощнейшей нефтетранспортной системы.
Система проста: балансовая стоимость находящейся в системе нефти составляет $30–40/барр., а рыночная — $100–110. Возвращая на счета компании балансовую стоимость нефти, разницу с рыночной отправляют «куда надо». Поэтому неудивительно, что в последние годы «Укртранснафта» превратилась не в транспортную, а в нефтеперерабатывающую компанию. Начиная с 2009 г. выкачана нефть из украинского участка нефтепровода Мичуринск—Кременчуг. В 2013 г. в прессу просочился скандал, который подняла прокуратура г. Сумы, обнаружившая выкачку нефти из нефтепровода в бензовозы с днепропетровскими номерами (место прописки всего технологического автопарка «Привата»).
Потом глава «Укртранснафты» Александр Лазорко, бывший директор двух приватовских НПЗ, штурмовал земляка, лучанина Игоря Еремеева, требуя допустить его на Херсонский НПЗ для опустошения трубы на участке Снигиревка—Херсон «с целью проведения ремонтных работ трубопровода». Заподозрив неладное, земляку отказали, а предложение похранить нефть на период ремонта на заводе «Укртранснафта» почему-то отклонила…
Говорят, что давно нет технологической нефти и во всей Приднепровской системе магистральных нефтепроводов, но подтверждения этому пока нет.
Зато еще точно есть нефть в нефтепроводе Одесса—Броды и, вероятно, не только в нем. Говорит об этом хотя бы тот факт, что в 2013 г. «Укртранснафта» предприняла настоящий штурм Минэнергоугля, требуя в срочном порядке разрешить давальческую переработку около 900 тыс. т технологической нефти. Характерно, что параллельно письмами аналогичного содержания буквально забросал коллег и вице-премьер Юрий Бойко.
В качестве небольшого отступления отмечу, что везде, где есть Ю. Бойко, «Привату» способствует успех: в «Укрнафте» — полное отстранение государства от дел в компании, хотя наполовину государственный актив уверенно идет ко дну. В компании «Укртатнафта» последнее собрание акционеров проводилось летом 2010 г., когда Евгений Бакулин (председатель правления НАК «Нафтогаз Украины») стал главой наблюдательного совета предприятия.
«Укртранснафта» — образец полного отсутствия государственного вмешательства, несмотря на очевидное крушение актива. Видимо, все же не зря Юрий Анатольевич несколько лет назад удостоился публичных комплиментов от представителей «Привата» (на тот момент Геннадия Корбана) за высокую договороспособность.
Завершая тему «Укртранснафты», подчеркнем, что потери от афер с давальческой переработкой технологической нефти, наверное, даже не главная беда государства. Дело в том, что если кто-то когда-то все же решит воспользоваться нашей нефтетранспортной системой, ему придется за свой счет наполнять трубы технологической нефтью, а это может сделать проблемы реализации проекта непреодолимыми. Например, недееспособность опустошенного нефтепровода Мичуринск—Кременчуг крайне усложнит «Роснефти» проект запуска Лисичанского НПЗ в случае, если «Транснефть» все же начнет ремонт 200-километрового участка трубы, ведущей к заводу, на российской территории. С другой стороны, а зачем приватовской «Укртатнафте» конкурент в лице Лисичанска?
***
Отрасль нуждается в скорейшем переходе на рыночные рельсы. Сегодня масса добываемых госкомпаниями ресурсов — природный и сжиженный газ — распределяются всевозможным льготникам по ценам, которые в три-четыре, а иногда и в десять раз ниже рыночных. Это провоцирует появление большого числа желающих злоупотребить данными льготами, в результате чего действия этих льгот не ощущает ни государство, ни потребитель. Лучший пример — нефтяная сфера. Нефть и газоконденсат госкомпаний продаются по рыночным ценам и в основном формируют доходную часть госкомпаний. Задача еще и в том, чтобы проконтролировать целевое использование возросшей прибыли госкомпаний после перехода на рыночное ценообразование. Одним из вариантов поддержки незащищенных слоев потребителей могут стать адресные дотации, источник которых — рыночные цены на энергоносители.
Безусловно, успех будет связан с персоналиями, которые придут к управлению отраслью. У талантливых и амбициозных есть хорошие шансы на успех, ведь база сравнения низкая, отрасль по всем ключевым показателям достигла дна. Интересно будет проследить за формированием Минэнерго или Минэнергоугольпрома, так как до последнего времени кадровые квоты были распределены между группировками в Партии регионов и ее союзниками буквально до уровня директоров департаментов, не говоря уже о заместителях министра.
Коментарии
Войдите чтобы иметь возможность оставлять коментарии
Войти