Кардинальность ожидаемых изменений на рынке сжиженного газа сравнима с радикальностью и масштабом изменений в украинской политике. Без преувеличения можно сказать, что разблокирование таможни вкупе с самоустранением ВЕТЭКа, крупнейшего игрока на протяжении последних лет, открывает новую страницу в истории этого рынка. Активизация поставок и обострение конкуренции – новые главы этой истории.
27 февраля и 4 марта на «Украинской межбанковской валютной бирже» прошли аукционы по продаже сжиженного газа «Укртатнафты». Последние такие торги были в Киеве в далеком июле 2011 г. О важности события говорило количество покупателей и уровень их представительства – такой состав можно наблюдать разве что конференциях LPG Ukraine. И неважно, что оба аукциона не принесли сделок. Их участники пришли, чтобы пообщаться и понять, как теперь жить и работать.
«С 24 февраля импорт идет без простоев. Газа на рынке полно», – описывает ситуацию один из трейдеров. Именно устранение таможни от регулирования рынка стает основным фактором, который обещает поменять украинский рынок сжиженного газа.
Спецаукционы: как мы теперь будем
На аукционах «Укртатнафты» речь шла больше не о них самих, а о других аукционах – специальных, которые проводят госкомпании «Укргаздобыча» и «Укрнафта». Этот ресурс, составляющий добрую половину рынка, распределялся через компании ВЕТЭКа, которые после известных событий де-факто покинули рынок. В эту же корзину уходил весь газ «Укртатнафты». Что будет теперь?
С «Укртатнафтой» более-менее все понятно: будучи частной компанией, она может свободно сбывать газ на рынке. Просто не будет, так как по качеству этот газ зачастую будет уступать большинству предложений на рынке, в том числе импорту. Поэтому о сладких ценах, которые платил ВЕТЭК, придется позабыть.
Основной вопрос касается госкомпаний. По закону, они должны проводить спецаукционы, не продавая, а по сути, распределяя среди облгазов ресурс по нерыночным льготным ценам. И госкомпаниям, и трейдерам понятно, что от этого механизма пора отказываться, но что будет взамен? Говорят, «Укрнафта» не против сохранения этой системы, но хочет удостовериться, что на торги не проникнут фиктивные облгазы, которые будут перепродавать льготный газ по рыночным ценам. «Укргаздобыча» более радикальна и ратует за ликвидацию спецаукционов. Об этом говорится в нашумевшем письме первого заместителя «Укргаздобычи» Алексея Тамразова к и.о. президента Александру Турчинову, в котором расписывается схема заработка ВЕТЭКа на льготном газе и предлагается отменить спецаукционы как таковые. При этом что делать с реально нуждающимся в этом газе населением в письме не сообщается.
В свою очередь трейдеры предлагают сохранить льготы, но в перспективе уйти от их товарного вида. Президент «Украинской ассоциации сжиженного газа» Станислав Батраченко сообщил, что ассоциация уже направила письмо министру энергетики и угольной промышленности Юрию Продану с предложениями по реорганизации аукционов. В УАСГ предлагают временно возобновить проведение спецаукционов по-старому, предприняв меры по недопущению к ним фиктивных облгазов. Объем ресурса, необходимый для продажи, предлагается определять согласно абонентским базам облгазов, то есть так, как это было до появления на аукционах ВЕТЭКа. Остальное, как и гласит закон, – на коммерческие торги.
Параллельно с этим предлагается создать рабочую группу при Минэнергоугля по разработке нового регламента распределения газа госкомпаний, монетизации льгот, которые население получало в виде «дешевого газа».
Участники рынка в целом разделяют взгляды ассоциации. «Производители должны зарабатывать, а государство пусть разбирается с льготниками напрямую», – говорит один из трейдеров.
Проблема также и в том, что по факту нет действенного и легитимного Аукционного комитета – органа, который очень многое решает в этой ситуации. С учетом всех перемен во избежание нецелевого использования газа госкомпании выставлять ресурс на спецаукционы не спешат и работают на склад. Как показал сентябрь-октябрь 2013 г., когда «Укргаздобыча» вошла в клинч в ВЕТЭКом и прекратила отгрузки газа в рынок, запас прочности компании составляет около 2 месяцев. Напомним, что тогда все закончилось тем, что газ начал «всплывать» у ЗНГК, близкой к руководству «Укргаздобычи».
Аналогичным образом произошло и сейчас. Однако сегодня ситуация в УГД несколько отличается от осени 2013 г. Газотрейдеры рассказывают, что после поражения в битве с ВЕТЭКом УГД таки провела аукционы по ресурсу января-февраля, однако реально продукт супостату так и не отгрузила. А это значит, что все хранительные мощности, доступные менеджменту госкомпании, на сегодня близки к пределу и скоро она столкнется с затоваркой. В нынешних условиях активно торговать льготным газом, на котором погорел ВЕТЭК, ЗНГК не спешит.
Несколько больший запас прочности имеет «Укрнафта», однако вскоре спецаукцион потребуется и ей. Розничная сеть «Привата» главным образом снабжалась ресурсом «Укрнафты». Как точно это происходило – с участием ВЕТЭК или нет – это уже детали. Главное, что спецаукционы для этого необходимы. Вряд ли «Приват» захочет бороться за «свой» ресурс на открытых коммерческих аукционах, а поэтому следим за «Укрнафтой» внимательно и ждем новых финтов.
Торги могут возобновиться после обновления аукционного комитета, говорят газротрейдеры. «Министры уже назначены. Когда перетрусят НАК, появится больше ясности», – отметил собеседник OilNews из крупной газотрейдерской компании. На данный момент известно, что кадровые чистки начались в «Укргаздобыче».
Плотная привязка
Вопрос распределения газа внутреннего производства хоть и интересует операторов, но его острота сегодня явно уменьшилась. После послабления в оформлении грузов таможней покупка импортного газа снова стала делом оперативным и прогнозируемым.
Газ «Укртатнафты» не нашел покупателей по 11 200 грн/т потому, что импортный паритет на 4 марта не превышал 9 200 грн/т. С учетом простоя импорта на таможне и вчерашнего курса цена «Укртатнафты» была бы понятной, но теперь – нет.
За время, которое длились задержки импортного ресурса, доля зарубежного газа в балансе страны превысила 40%, а пути поступления белорусского, казахского и российского газа плотно протоптаны. Это говорит о том, что в прайсах украинских производителей (будь то аукционы или свободная реализация) цена «приклеится» к котировкам газа в Европе, в точности как это есть на рынке бензина и ДТ.
Кроме того, послабления на таможне могут вернуть ушедших с рынка белорусов и повысить привлекательность в системе ориентиров российских и казахских поставщиков, а значит, и повысить уровень конкуренции в стране.
Весна покажет…
Немалые изменения после переформатирования рынка ждут и розничных операторов. В первую очередь это касается владельцев сетей, работавших с ВЕТЭКом по договору комиссии. Наиболее известными представителями данного пула были столичные тяжеловесы в лице «Газовика» (24 АГЗС) и «Барса» (достоверное количество станций не известно), принадлежащего, по слухам, бывшему главе «ДУСи» Андрею Кравцу. Теперь необходимый газ придется искать на рынке самостоятельно и, вероятно, с повышенной ценовой гибкостью придется проститься.
Но внимание рынка сосредоточено на другом игроке, который выпил немало «крови» у рынка за последние годы – «БРСМ-Нафта». По словам многочисленных конкурентов, залоги успеха выбившейся в лидеры рынка сжиженного газа сети – беспрепятственное оформление импортного газа и не только (детали, вероятно, станут известны вскоре). Это позволяло БРСМ устанавливать минимальные цены, сохраняя фантастическую рентабельность. Теперь ситуация в корне изменится, поэтому рекомендуем запастись попкорном.
Большие ожидания связаны с крупными сетями АЗС, которые из-за деформации газового рынка не имели столь сильного влияния. Речь, прежде всего, об ОККО, WOG и других, которые уже начали работу по прямым закупкам импортного газа и имеют шансы на получение хороших дисконтов.
Одним словом, нас ждет много интересного. Но самое главное, что выравнивание ситуации позволяет надеяться на сохранение хороших цен в рознице. От этого выиграют все.
Коментарии
Войдите чтобы иметь возможность оставлять коментарии
Войти