Постановление Нацбанка №49 от 6 февраля устанавливает следующий порядок приобретения валюты. Согласно документу, субъект внешнеэкономической деятельности должен перечислить необходимую сумму в гривнах на специальный счет и лишь по истечению не менее шести банковских дней (до десяти календарных) валюта может быть приобретена субъектом экономической деятельности.
При этом, во-первых, неизвестно, каким будет курс доллара к гривне на момент наступления этого заветного шестого дня. Во-вторых, непонятно, будет ли удовлетворена заявка в полном объеме. Желающих, очевидно, хватает. По данным участников рынка нефтепродуктов, в период ажиотажа, когда доллар достигал на межбанке отметки в 9,4 грн, спрос покрывался в лучшем случае на 15–20%. А если курс окажется выше предусмотренного (заложенного) при формировании заявки неделей ранее, приобрести необходимый объем валюты не получится, соответственно, субъект не сможет заплатить необходимую сумму зарубежному поставщику.
Проблема также и в том, что нефтепродукты приобретаются в привязке к мировым котировкам, меняющимся фактически ежедневно. Как можно предсказать курс доллара в Украине и бензина в Европе на неделю вперед? Масштаб проблемы немалый, ведь импортными нефтепродуктами наполняется до 80% рынка страны.
В отраслевом «Объединении операторов рынка нефтепродуктов Украины» забили тревогу. «Начало действия нового порядка приобретения валюты и последующих расчетов с зарубежными контрагентами может привести к непредсказуемым последствиям, включая дефицит топлива и неконтролируемый рост цен», — заявил глава ассоциации Леонид Косянчук. Объединение призвало правительство и Нацбанк в срочном порядке предпринять все меры для внесения необходимых изменений в упомянутое постановление, в частности, предложив вынести «валютные» потребности импортеров нефтепродуктов за периметр действия постановления №49.
Реакции финансового регулятора на момент сдачи материала не последовало, тогда как рынок, в частности рынок нефтепродуктов, уже почувствовал все «прелести» нововведений Нацбанка. Какими бы тесными ни были партнерские отношения и как бы ни звенели бокалы на шумных вечеринках, а без предоплаты в этой отрасли уже давно не работают. По имеющимся в распоряжении редакции ZN.UA данным, практически полностью остановились «украинские» отгрузки с двух НПЗ концерна «Орлен».
Немного проще ситуация у румынского «Ромпетрола». Своей украинской «дочке» головная компания предоставляет топливо с отсрочкой платежа. Как будет строиться работа с крупнейшими поставщиками нефтепродуктов — белорусами, на долю которых приходится треть поставок топлива в Украину, не понимает пока никто по обе стороны границы. Надо просить поставщика зарезервировать для тебя некий объем, цена на который еще не сформирована (определяется либо на день отгрузки, либо за период, предшествующий ей), а самих денег еще нет на руках, и будут ли — неизвестно.
Несколько путей преодоления неожиданно возникших трудностей все же было найдено. У отдельных игроков рынка нефтепродуктов есть валютные кредиты, которые пошли на проплату за нефтепродукты. По такому пути решили было пойти и другие, но тут же получили в отечественных банках ставку 40% годовых (в валюте). У кого-то нашлись аффилированные нерезиденты, заплатившие за ресурс своих украинских «родичей».
«Ситуация не критичная, зимой объемы небольшие, но с наступлением весны недельная «растяжка» в оплате и, соответственно, в отгрузках грозит бесперебойности работы снабжения заправок», — считает директор крупной розничной сети.
На самом деле, опасаются трейдеры, недельная отсрочка по факту перерастает в двухнедельную, что становится уже совсем опасно для расчетов. Из-за дороговизны топлива и коммерческих кредитов больших запасов никто не держит, а нормативного требования по их размерам в стране нет. Фактически в большинстве сетей запасы топлива как раз и составляют двух-трехнедельную норму реализации. Две недели на «валютные» проволочки плюс неделя или дней десять на доставку (дай бог, чтобы без заминок на таможне) — это уже игра на грани фола.
Можно точно сказать, что фактор неуверенности в достаточности ресурса до пополнения запасов также сыграл свою роль в повышении цен на топливо, которое только за первую декаду февраля составило 40 коп./л (см. рис.). Прием подъема цены для охлаждения спроса активно использовался в периоды топливных кризисов, случавшихся по пару раз в год до 2005 г.
«Лучше стоять с высокой ценой, чем с завязанным шлангом» — логика примерно такова.
При этом основной «вклад» в цену постановление №49 внесет со временем. «Новые правила конвертации валюты и платежей приведут к замораживанию огромных сумм оборотных средств, в результате чего операторам рынка придется пополнять эти средства за счет коммерческих кредитов. Это будет оказывать дополнительное давление на себестоимость и, соответственно, на конечную стоимость нефтепродуктов для потребителей», — говорит Косянчук.
По расчетам топливных ритейлеров, дополнительные расходы на 10-дневные займы составят 8–
10 коп./л. Кредиты, как уже отмечалось, нынче недешевы.
Но все же основной вклад в рост цены внесла девальвация. Учитывая, что топливо на 90% — это валютный товар, каждая копейка в курсе доллара будет добавлять ту же копейку в стоимости на АЗС. Сколько таких копеек набегает — доподлинно неизвестно. Как показывает опрос участников рынка нефтепродуктов, финансовые директора и банкиры готовятся к курсу 9,1–9,2. Это значит, что по сравнению с январем в перспективе цена на нефтепродукты вырастет на гривну.
Таким образом, среднерыночная цена бензина А-95 может установиться на отметке 11,75 грн/л, на дизтопливо — 10,65. С учетом существования диапазона в 30–40 коп./л от средней цены так называемые премиальные сети могут превысить уровень в 12 и 11 грн/л по бензину и ДТ уже в феврале, хотя вряд ли осмелятся переступить эту тяжелую психологическую черту. Но это — при условии стабильности внешних котировок по сырью и нефтепродуктам. Если же и они пойдут вверх, никакие суеверия и круглые цифры рынок нефтепродуктов не остановят.
Коментарии
Войдите чтобы иметь возможность оставлять коментарии
Войти