В начало
Несущие движение

Несущие движение

Украинский автовладелец имеет широкий выбор, где ему заправлять свое транспортное средство и чем. Крупные сети АЗС представлены повсеместно, что позволяет украинцам передвигаться по стране, оставаясь верным одному бренду.

За последние десять лет в развитии стандартов качества сервиса и визуального оформления Украина благодаря ряду игроков этого рынка стремительно продвинулась вперед к лучшим европейским образцам.

Днепропетровская группа

Крупнейшим оператором рынка, который стоит особняком, остается консолидированная сеть группы «Приват» Игоря Коломойского. Более 1,5 тыс. АЗС (27% общего количества в Украине) работают под такими логотипами, как «Укрнафта», ANP, Sentosa, «Авиас», «Мавекс» и еще полтора десятка других. Таким же многоликим является и перечень номинальных владельцев сети — это десятки юрлиц.

В пределах одной области их может быть более десятка, при этом состав постоянно меняется. Формально это не позволяет АМКУ установить факт монопольного положения группы на доброй половине рынков, хотя в реальности это так. «Приват» — единственный игрок, полностью «завязанный» на украинского производителя в лице Кременчугского НПЗ.

Национальные мейджоры

Вторую и третью строчки в нацио­нальном рейтинге топливных ритейлоров занимают представители так называемых премиальных сетей, которые торгуют топливом еврокачества и предлагают высокий уровень сервиса.

В 2014 г. WOG — второй по величине национальный оператор — планировал довести количество станций в сети до более чем 500, однако кризис заставил сфокусироваться не на количестве, а качестве объектов. Ритейлор занялся «нетопливной» составляющей так сильно, что кофейный цвет нашел отражение в рестайлинговом логотипе WOG. Сеть первой запустила кофейные уголки самообслуживания, оборудовав их современными кофемашинами, стоимость которых превышает цену большинства моделей автомобилей.

В 2015 г. сеть запускает рестораны новых концептов WOGCafe или WOGCafe XXL. Общим для всей сети стало увеличенное меню, включающее овсянку, фирменный WOGBurger и блюда, как правило, предлагаемые в ресторанах.

Акцент на сервис оказался правильным, во всяком случае, продажи топлива на WOG упали меньше, чем в общем на рынке.

По количеству станций в спину WOG дышит извечный конкурент ОККО, чья сеть недавно перешагнула отметку в 400 станций. В то же время суточная реализация в этой сети является одной из наиболее внушительных на рынке.

Давно решив вопрос с контролем качества топлива, ОККО по праву считается законодателем моды в интеграции ресторанного бизнеса на АЗС — сегодня в сети компании функционируют более 40 концептуальных заведений A la minute и Pasta Mia.

В 2014 г. ОККО открыла 34 электрозарядки, став первой компанией, объединившей украинские города для путешествий на электромобилях. Отличительная особенность компании — социальная активность: она реализует совместный с ЕБРР проект по безопасности дорожного движения, сделала все АЗС доступными для людей с особыми потребностями, часть оборудовала пеленаторами для новорожденных.

Российский выход

Летом 2015 г. украинские АЗС российской компании «Лукойл» изменили свой бренд на Amic. Это стало следствием завершения сделки между российской компанией и загадочными австрийскими инвесторами, которые в разгар кризиса и на фоне боевых действий в нашей стране приобрели 240 АЗС за $300 млн. Была ли сделка прямой или фиктивной — этот вопрос еще долго будет преследовать данную сеть.

Что не подвергается сомнению, так это необходимость что-то менять. Вследствие кризиса и гражданского бойкота объем продажи топлива в сети «Лукойла» в Украине сократился в 1,5 раза. Смена вывески в данной ситуации — шаг оправданный, но сможет ли это коренным образом изменить показатели компании? Очевидно, что для этого новой команде менеджеров, сменивших россиян, придется очень много работать.

Дорогая ракушка

Всемирно известный бренд Shell в Украине только на 51% принадлежит британско-нидерландскому нефтяному гиганту. Остальные 49% акций — в руках российской «Группы «Альянс», которая недавно была поглощена компанией ННК (российские медиа связывают ее с «Роснефтью»). Shell в Украине пошел по нетрадиционному для себя пути.

Если в других странах компанию привыкли считать «топливным» McDonald’s за демократичность цен и единые стандарты, то в Украине сеть позиционирует себя в качестве премиальной. Такая стратегия оправдывала себя только на протяжении первых трех лет работы, когда потребитель знакомился с новым брендом и его идолом V-Power. В последние годы Shell теряет объемы продажи, явно не поспевая за более верткими местными конкурентами.

Опасный дискаунтер

Сеть «БРСМ-Нафта» ворвалась в десятку лидеров по количеству станций совсем недавно. Такой успех связан с присутствием среди акционеров компании экс-министра энергетики Эдуарда Ставицкого, за время работы которого в правительстве времен Виктора Януковича БРСМ выросла с 29 до 150 объектов. Компания и сама признала сей факт, правда, назвав г-на Ставицкого «смотрящим» и утверждая, что он вышел из капитала БРСМ. Между тем источники на рынке эту информацию не подтверждают.

Сеть «БРСМ-Нафта» известна тем, что, не имея своего НПЗ, удерживает минимальные цены, что не под силу даже национальным лидерам. Секрет фирмы, ранее неоднократно озвученный экспертами, недавно раскрыл министр внутренних дел Арсен Аваков, возглавляющий расследование аварии на нефтебазе БРСМ в Василькове (Киевская обл.). Он заявил, что компания занимается кустарным производством нефтепродуктов.

Последний местный

Сеть KLO — киевская, остальные же — части национальных сетей.«Столичная» локация KLO определяет хорошие показатели реализации, а также повышает управляемость бизнеса, от недостатка которой нередко страдают гиганты.

Изюминка KLO — сеть ресторанов «Борщ», которые обладают уникальным форматом, сочетающим ресторанное обслуживание и цены фаст-фуда. Отдельным «пунктиком» в стратегии развития KLO является активное внедрение систем альтернативного энергоснабжения — солнечных батарей и твердотопливных котлов.

Параллельная реальность

Входящая в группу СКМ «Параллель» до недавнего времени была флагманом топливного бизнеса на востоке страны. Недавно компания была вынуждена заявить о приостановке работы АЗС, оставшихся на оккупированной части Донбасса, а это 73 станции, или 55% бизнеса, ритейлора. Конец?

Это не о «Параллели». Переместившийся в Запорожье головной офис реализует программу развития, первым шагом которой стало приобретение небольшой местной сети. Компания полностью восстановила шесть (по три в Славянске и Лисичанске) из 11 разрушенных войной АЗС.

Несмотря на сложность ситуации на востоке, оператор остался верен давним поставщикам и приверженности качеству товара и услуг. В частности, функционирует в прежнем режиме система мониторинга качества топлив, в том числе в прифронтовой зоне.

Печать

Коментарии

Войдите чтобы иметь возможность оставлять коментарии

Войти