В начало
50 оттенков серого

50 оттенков серого

Сколько существует рынок нефтепродуктов, столько в Украине идет борьба за право положить топливный акциз себе в карман. При этом государство зачастую эту борьбу проигрывает. Отличие украинского теневого топливного рынка в том, что он не мог бы существовать без поддержки чиновников, иногда — самого высокого ранга.

Удивительное рядом

Одна из интересных особенностей топливного рынка Украины заключается в том, что бензин на заправках может продаваться даже в отсутствие его поставок. Согласно официальным данным, в 2014 г. в стране было потреблено 3,14 млн т бензина, тогда как производство и импорт суммарно составили 2,47 млн т.

На чем же ездил транспорт в нашей стране на протяжении более чем двух месяцев (искомая доля топлива неизвестного происхождения — 21%, или 670 тыс.т)? Тот же вопрос скоро можно будет поставить и применительно к рынку в 2015 г., ведь по итогам четырех месяцев доля топлива неизвестного происхождения достигла уже 25%, или примерно 180 тыс.т. При этом приведенные данные можно считать минимальной оценкой теневого рынка, так как статистика по потреблению и продажам, предоставляемая Госстатом, далеко не полная.

Откуда берутся не учитываемые официальной статистикой нефтепродукты? Ответ прост: кустарное производство и контрабанда. Соотношение долей этих двух теневых потоков меняется, особенно ярко это можно проследить в 2013-2015 гг.

В 2013 г. однозначно превалировала контрабанда, на которую пришлось 1,1 млн т бензина, тогда как на нелегальное производство — 600 тыс.т. После смены власти в 2014-2015 гг. теневой рынок переместился внутрь страны — на кустарные производства. Правда, контрабанда также имела место, но преимущественно так ввозилось дизтопливо через периферийные порты в Рени, Измаиле, Скадовске, Николаеве и Очакове.

Плюс налоги, минус контроль

Чем выше налоги, тем выгоднее их не платить. Эта аксиома применима к любым видам товаров, но в первую очередь — к подакцизным. Именно поэтому проблематика алкогольного и топливного рынков в Украине схожа, как две капли воды.

Объединяет их также и фактическое отсутствие контроля со стороны государства, которое, по идее, должно быть кровным образом заинтересовано в наполнении казны. Именно из-за этого налоги бесконечно растут, ведь ожидания увеличения поступлений в результате не оправдываются — они утекают в карманы контрабандистов и кустарных производителей.

В 2014-2015 гг. для расцвета теневого рынка были созданы все условия. Акцизный налог на дизтопливо в апреле 2014 г. был увеличен в два раза (до EUR100 за 1 т), а с 1 января 2015 г. начал действовать еще и новый 5%-ный налог с розничного оборота подакцизных товаров. В итоге суммарная налоговая нагрузка на бензин выросла до 45%, что при цене в 20 грн./л означает 9 грн./л.

Основные методы получения фальсификата весьма разно­образны: начиная от нелегальной нефтепереработки и заканчивая смешением различных компонентов или товарных бензинов с октаноповышающими присадками.

При этом необходимо отметить, что в последнее время «бодяжники» начали уделять качеству больше внимания, благодаря чему их продукция свободно «помещается» в нормы действующих государственных стандартов.

Достигается это путем смешения качественных компонентов, оборот которых в Украине законодательно не ограничен. Например, для выпуска бензина А-95 используются белорусский А-92 и качественные октаноповышающие присадки. В целом же в ход идет буквально все, что горит.

Странные сети

«Если сравнить данные об объемах реализации бензина в сети АЗС группы «Приват» с суммарными показателями количества бензинов, импортируемых этой группой и произведенных на Кременчугском НПЗ для реализации в сети АЗС этой группы, можно увидеть, что с начала 2014 г. по первый квартал 2015 г. включительно дисбаланс приобретенного для реализации и реализованного нефтепродукта (бензина) в сети АЗС составляет 31-40%.

Такой дисбаланс свидетельствует о том, что в сеть АЗС незаконно попадают неучтенные нефтепродукты со скрытым источником их происхождения», — пишет народный депутат Виктория Войцицкая (объединение «Самопоміч») в своем запросе на имя премьер-министра, председателей Государственной фискальной службы и Службы безопасности Украины.

По ее подсчетам, речь идет примерно о 450 тыс.т бензина, акцизный налог с которого в указанный период составил бы почти EUR100 млн. Госпожа Войцицкая просит чиновников расследовать источники поставок бензина в крупнейшую сеть заправок страны.

Второй игрок с очевидным дисбаласом между поставками и продажами — скандально известная сеть «БРСМ-Нафта». По данным «Консалтинговой группы А-95», в 2014 г. объемы продажи бензина в этой сети превышали объемы поставок товарного бензина на нефтебазы компании на 75 тыс.т, за пять месяцев 2015 г. — на 25 тыс.т. Такому объему бензина эквивалентна сумма налоговых платежей в размере 700 млн грн., подсчитали в «Консалтинговой группе А-95».

«Характерная особенность работы сети «БРСМ-Нафта»состоит в том, что напрямую по импорту структура закупала только бензин А-92, в то время как на своих АЗС предлагала и предлагает еще и две марки бензина А-95», — говорится в сообщении отраслевых экспертов.

После аварии на нефтебазе компании в Василькове Киевской области, которая забрала жизни шести человек, министр внутренних дел Арсен Аваков также заявил, что основная версия относительно причин возникновения пожара — нарушения при кустарном производстве нефтепродуктов.

Следствие продолжается

Тенденция увеличения теневого рынка нефтепродуктов позволяет предположить, что в 2015 г. доля нелегального бензина на рынке может достичь 50%. И причина не только в увеличении объемов фальсификата, но и в сужении легального рынка из-за падения покупательной способности потребителей.

При этом вполне очевидно, что достичь таких масштабов без активной либо пассивной помощи чиновников было бы невозможно. Фискальная служба, в которой недавно сменилось руководство, заявляет о намерении побороть эту ситуацию и даже открыла дело в отношении компании «БРСМ-Нафта» о неуплате 230 млн грн. налогов. Правда, такие заявления делали все без исключения налоговики

---------------------------------------------------------------------------------

Эволюция тени

Схемы ухода от уплаты топливных налогов начали действовать почти сразу после обретения Украиной независимости. Их масштаб в разные годы сильно колебался, как и урон, наносимый госбюджету.

Долгое время безналоговый ввоз нефтепродуктов формально был возможен благодаря специальному законодательству, принятому на заре украинской независимости для привлечения иностранных инвестиций, потом дельцы извратили норму о поддержке выпуска смесевых бензинов, а в 2013-2014 гг. шла элементарная контрабанда под прикрытием всей властной вертикали.

В 2015 г. теневой рынок преимущественно наполняют нелегальные производители, которые были всегда, но их рыночная доля никогда не была столь высокой, как сегодня. Во все времена в основном подделывают бензин, так как налоговая нагрузка на него намного выше, чем на дизтопливо, а «производство» намного проще благодаря наличию широкого выбора компонентов как на внутри страны, так и за ее пределами.

Основные вехи истории поставок безналоговых нефтепродуктов

1998-2003 гг. ПИИ «Бизон», «Лютня», «Фионит» и т.д. Поставки импортных нефтепродуктов на основании судебных решений о защите иностранных инвестиций.

2001-2003 гг. Фирма «Тетерів-Нафта». Фиктивное производство смесевых бензинов, наделенных в рамках закона льготами по акцизу, на мощностях действующих НПЗ.

2011 г. ООО ТД «Альматея». Контрабанда нефтепродуктов под видом транзита через Феодосийскую неф­тебазу.

2012-2014 гг. ГК «ВЕТЭК». Контрабанда нефтепродуктов под видом транзита.

2014-2015 гг. Контрабанда без единого оператора и кустарное производство на нефтебазах.

Печать

Коментарии

Войдите чтобы иметь возможность оставлять коментарии

Войти