В начало
Пропан-бутан: сжиженный и перспективный

Пропан-бутан: сжиженный и перспективный

С 2008 г. потребление этого энергоносителя увеличилось в 1,5 раза и сейчас на фоне ухудшения платежеспособности населения продолжает расти. По мере удешевления сжиженный газ укореняется в традиционной сфере его применения — автомобильном транспорте.

Но есть и новые направления. Рост рынка автоматически подтягивает современные технологии и повышает культуру потребления газа, что делает его уже не второсортным «топливом для таксистов», как это было всего пять-шесть лет назад.

После депрессивного периода 2011-2014 гг. рынок сжиженного газа снова начал активно расти. Бегство группы «ВЕТЭК», монополиста, узурпировавшего почти весь газ украинского производства, значительно либерализовало рынок: импортные каналы поставок оказались свободными, аукционы госкомпаний возобновились.

В результате по итогам 2014 г. потребление пропан-бутана в Украине (с учетом АР Крым) превысило 1 млн т. И это с учетом боевых действий в Донецкой области — одном из передовых регионов по продажам газа.

С одной стороны, рекорд обусловлен значительным снижением реальных доходов населения, но с другой — основная заслуга принадлежит ценам на пропан-бутан, которые сейчас зависят отнюдь не от внутренних украинских факторов.

В далеком 2007 г. падение внутреннего производства пересеклось с повышенным спросом, и Украина превратилась из экспортера пропан-бутана в импортера, а сейчас доля импортного ресурса в балансе страны достигает 65% в сезон активного потребления.

При таком уровне внешних поступлений Украина фактически интегрировалась в европейский рынок, и, как это в свое время было с бензином и дизтопливом, влияние внешних факторов на украинский рынок очень велико. С одной стороны, это таит в себе угрозу, поскольку локальные всплески потребления у соседей или изменение стратегии стран-поставщиков тут же отразятся на ценниках украинских АГЗС.

С другой — пока украинский потребитель наслаждается понижательными тенденциями, которые господствуют на глобальном рынке сжиженного газа. Так, вследствие избытка газа в мире в конце прошлого года в Европе цены обвалились в 3,5 раза, обновив исторические минимумы. Украинцы хоть и с небольшой задержкой, но почувствовали это в начале текущего года, когда цена на пропан-бутан на колонках снизилась до 30% стоимости А-95.

Утверждаясь в баках

Ощутимое удешевление газа на фоне таяния доходов населения привело к очередному буму переоборудования транспорта для потребления сжиженного газа. Оставшиеся за рулем автолюбители выстроились в очереди на установку газобаллонного оборудования (ГБО), которые в некоторых точках растянулись на полтора месяца.

Впрочем, и без последнего всплеска автогазу поклонников уже не занимать. Наглядный пример: на 10 литров проданного в мае 2015 г. бензина приходится почти 6 литров газа. В общем объеме розничного рынка моторных топлив доля сжиженного газа уже превысила 16%.

Рост армии потребителей газа не в последнюю очередь обусловлен совершенствованием автомобильных технологий, а также повышением качества продукции как импортного, так и внутреннего производства. Фактически, говорят специалисты, если все сделано по уму и умелыми руками, то переход на газ не сулит водителю никаких неудобств.

Традиционно сжиженный газ как моторное топливо был окутан мифами, что мешало колеблющимся автолюбителям принимать решение в пользу пропан-бутана. В последнее время ложное мнение о взрывоопасности пропанового ГБО исчезло само собой, а автосалоны гарантией на переоборудованные автомобили разбивают миф о том, что не стоит менять топливо в двигателе.

Газовые установки IV поколения, которые наиболее распространены в Украине, при правильной настройке позволяют сохранить увеличение расхода топлива в пределах 10%. В годы первого бума, когда актуальным было ГБО II поколения, расход возрастал как минимум на 20-25%. Безусловно, неудобства при переходе на газ иногда имеют место, особенно в зимний период.

Большинство эксцессов связано с нестабильным и порой низким качеством газа в Украине. Вопрос качества стоит первым в списке проблем розничного рынка. В Украине есть лишь один ДСТУ, регламентирующий качество сжиженного газа, и тот предназначен для газа коммунально-бытового назначения. Даже импортный газ, соответствующий европейскому стандарту EN589, сертифицируется в Украине по «бытовому» ДСТУ.

Еще несколько лет назад ГБО не было таким привередливым, однако современное оборудование становится «нежнее» и требует более стабильного качества газа. Нынешний уровень качества остается непреодолимым препятствием для автоимпортеров, желающих предложить своим клиентам машины с оригинальным ГБО из салона.

В Европе костяк потребителей газа составляет именно такой транспорт, а не переоборудованные автомобили. Так, большинство европейских, японских и корейских автоконцернов имеют в своих линейках «газовые» модели. Например, Opel в салонах европейских стран предлагает 10 таких моделей: от экономных малолитражек до спортивных модификаций Insignia.

И даже в такой конфигурации на рынке автогаза есть место для роста. Например, операторы видят перспективу в газодизельных технологиях, которые только проходят обкатку в Украине. В этом случае речь главным образом идет о коммерческом большегрузном транспорте, поскольку, в отличие от бензинового, при переоборудовании дизельного двигателя использование газа составляет лишь 30% (см. «Как сжиженный газ…» на стр.45).

В поиске места в котле

В части приоритетного значения автогаза Украина сильно отличается от многих стран Европы, где львиная доля приходится на домашнее и промышленное потребление пропан-бутана. У нас же объемы потребления сжиженного газа для отопления домашних или коммерческих помещений всегда были ничтожно малы, однако после обострения отношений с основным поставщиком природного газа в 2014 г. в этой сфере начались подвижки.

Как и в любом другом сегменте спроса, тут важна цена. И даже после значительного повышения тарифов пропан-бутан пока уступает природному газу и электричеству (при потреблении менее 600 кВт·ч в месяц), а также дровам.

Однако стоит учесть ряд преимуществ сжиженного газа перед конкурентами. Во-первых, в отличие от метана, нет привязки к газовой трубе и опасений падения давления. Кроме того, сжиженный газ есть всегда и его можно хранить сколько угодно долго — большинство трейдеров предоставят клиенту такую услугу.

Во-вторых, тарифы на электроэнергию и газ, очевидно, снижать не собираются, а сжиженный газ тяготеет к удешевлению в глобальном масштабе. Ну и в-третьих, им можно топить абсолютно везде, чего не скажешь о дровах. Поэтому население все чаще обращает внимание на сжиженный газ в качестве отопительного энергоресурса, в частности резервного.

Схожая картина — в сегменте коммерческого потребления, где основным потребителем остаются аграрии. Мощности сельхозпредприятий отнюдь не всегда имеют выход к газовой трубе, а если и имеют, то очень уязвимы ввиду перебоев поставок природного газа. По словам Валентина Заворотюка, главного инженера ЧП «Автотранс» (г.Полтава), основными потребителями остаются зерновые сушилки и инкубаторы.

«Простои без отопления такого предприятия будут стоить очень дорого, поэтому владельцы бизнеса нередко обращаются по поводу установки оборудования и поставок газа для резервного отопления.

Немало сушилок используют пропан-бутан в качестве основного топлива», — поясняет он. Господин Заворотюк также отметил, что в этом году выдалось дождливое лето, поэтому спрос на сжиженный газ со стороны аграриев выше, чем в сравнительно сухом 2013 г.

По словам Олега Широкова, исполнительного директора Украинской ассоциации сжиженного газа, сдерживающим фактором развития домашнего потребления сжиженного газа остается несовершенство нормативной базы, в частности повышенные требования к удаленности резервуара.

«Сейчас отнюдь не на каждом участке можно установить емкость с газом, однако в ближайшее время требования будут смягчены. Это даст новый импульс развитию отопления сжиженным газом», — говорит г-н Широков.

Красный опасный?

Одной из крупнейших отраслей применения пропан-бутана еще со времен СССР остается бытовой сектор. Сегмент баллонного газа — наиболее зарегулированный сегмент рынка, который в последнее время заметно лихорадит.

Согласно действующему законодательству, на потребности населения государство выделяет 4 тыс.т льготного газа в месяц, хотя реально необходимо, по оценкам экспертов, в разы больше. Разницу народ восполняет, заправляя свои баллоны на обычных АГЗС, что законом строго запрещено. Это нередко приводит к несчастным случаям, поскольку при постоянной перезаправке баллоны длительное время не ремонтируются.

Дискуссии вокруг необходимости спецаукционов идут давно. Большинство участников рынка утверждают, что было бы логично заместить эту льготу адресной компенсацией. В то же время пока государство такого подхода не выработало, и уже понятно, что в ближайшее время система дотирования льготного газа сохранится.

Над легализацией заправки баллонов в розничных сетях АГЗС который год бьется Украинская ассоциация сжиженного газа, однако инициативы все еще проходят необходимые согласования в кабинетах профильных ведомств.

Между тем, как показывает зарубежный опыт, сегмент баллонного газа имеет огромный потенциал даже в технологически развитых странах с альтернативной энергетикой, поэтому он может стать реальным инструментом диверсификации энергопоставок в масштабах страны.

* * *

Кризисные явления создали хорошую почву для развития альтернативных энергоносителей, и сжиженный газ в числе других достойно борется за предпочтения украинцев. При сохранении даже нынешних условий можно ожидать сохранения темпов роста рынка в 2015 г. — до 1,15-1,2 млн т.

Опыт стран с крупными рынками сжиженного газа, таких как Северная Корея, Польша, Турция, показывает, что этому сегменту в Украине еще есть куда «расти»: и в автотранспорте,

и в коммерческом секторе, и в коммунально-бытовом. Впереди когенерация на пропан-бутане, морской транспорт, барбекю в конце концов! Безусловно, проблем хватает, но в то же время следует заметить, что неразрешимых вопросов на горизонте пока не видно.

Как сжиженный газ дизтопливу помогал

Валентин Заворотюк,

главный инженер компании «Автотранс» (г. Полтава):

— Наша компания занимается установкой ГБО с 2005 г. И хотя инсталляция такого оборудования не является основным бизнесом «Авто­транса», за это время из наших СТО вышло более 5000 самых разных транспортных средств.

Несколько лет назад мы начали присматриваться к газодизельным технологиям, а в мае этого года реализовали совместный пилотный проект с итальянским производителем оборудования AutogasItalia по установке ГБО на дизельные автомобили.

В рамках проекта двигателями класса Euro 4 были оборудованы четыре большегрузных автомобиля марок DAF, MAN и Mercedes-Benz из собственного парка компании.

Мы уже достигли замещения 32% дизельного топлива сжиженным газом. При нынешних ценах это дает экономию примерно в 1 грн. на 1 км пробега. В будущем мы видим возможность довести замещение до 40% за счет усовершенствования ПО, что даст еще большую экономию.

Стоимость переоборудования грузовика достигает 75 тыс.грн., однако с учетом больших пробегов рабочего транспорта она будет быстро возвращена. В нашем случае это 10-12 месяцев, после этого — чистая экономия. Гарантия на работы от производителя — 100 тыс.км.

Кроме очевидного экономического эффекта установка ГБО очень благоприятно сказалась на темпах износа двигателей: уменьшились нагар в цилиндрах, дымность и токсичность выхлопа, повысилась эффективность работы масла. В рамках нашего проекта межремонтный интервал увеличился в 1,5 раза.

Если установка ГБО на бензиновый двигатель требует высокой квалификации специалистов и высококачественного оборудования, то в случае с дизельным топливом — еще и индивидуального подхода к каждому мотору. Именно поэтому выбирать подрядчика на установку газодизельного оборудования нужно очень тщательно.

Печать

Коментарии

Войдите чтобы иметь возможность оставлять коментарии

Войти