В начало
Когда топлива много

Когда топлива много

Хотя своей нефти в нашей стране немного, тем не менее с 2005 г. она не знает проблем с нефтепродуктами; предложение на рынке всегда превышает спрос. В сложившихся условиях Украина выбрала наиболее выгодную модель функционирования рынка — модель максимальной диверсификации, что делает рынок нефтепродуктов прямой противоположностью рынку природного газа. Разветвленность источников поставок помножена на десятки оптовых поставщиков, что делает поставки моторного топлива защищенными от политических решений и проблем отдельных поставщиков.

В 2014 г. рынок пережил революцию вместе со всей страной. Ключевым событием стал уход группы «ВЕТЭК» Сергея Курченко, которая полностью контролировала границу и, по сути, определяла, кто и сколько топлива будет завозить на рынок.

Вздохнуть полной грудью рынку не удалось. На смену коррупционным схемам пришли кризис и падение потребления. Если предыдущий кризис 2009 г. отнял у рынка 15% потребления нефтепродуктов, то в 2014-2015 гг. поставки бензина сократились на 28,8%, дизельного топлива — на 13%.

Потерю России не заметили

Минувший год, несмотря на весь трагизм ситуации, прошел для рынка относительно безболезненно. Одной из главных причин этого стала диверсификация поставок и, в частности, независимость от России. Можно себе только представить, что ждало бы рынок и страну, если бы в балансе рынка на российскую нефть приходилось 95%, как это было вплоть до 2005 г.

В прошлом году из РФ было импортировано около 1 млн т нефтепродуктов, т.е. примерно 12,5% общего объема поставок. При этом за год поставки сократились более чем вдвое, поскольку тот же «ВЕТЭК» был ориентирован на российские нефтепродукты. Кроме того, он же обеспечивал свободную работу российских компаний «Лукойл» и «Роснефть».

Также важным фактором, обусловившим сокращение российских поставок, стало блокирование Украиной нефтепродуктопровода «Прикарпатзахідтранс», обеспечивающего поставку больших объемов дизтоплива из России. С начала 2015 г. Россия частично восстановила свои позиции благодаря предложению дешевого дизтоплива, которое поставляется преимущественно через Харьковскую область. Доля российских топлив с начала года достигла 23%.

В остальном рынок сохраняет диверсифицированную структуру, в которой основные роли играют Белоруссия и Литва. Первая стала абсолютным лидером, экспортировав в прошлом году в Украину около 3,3 млн т топлива. На поставки из Литвы пришлось 15% (950 тыс.т). В 2015 г. к крупнейшим поставщикам присоединилась Польша, которая частично потеснила Литву.

Перечень поставщиков не ограничивается этими странами. Крупные операторы рынка, такие как WOG, ОККО, завозят большие партии нефтепродуктов (в том числе по морю) из Греции, Израиля, Венгрии, Румынии, Болгарии и других стран.

Топливные русла

За последние годы перечень крупнейших поставщиков моторных топлив более-менее сформировался, но активная работа «ВЕТЭК» в 2012-2013 гг. трансформировала доли участников. В прошлом году все вернулось на свои места. Вдобавок появился ряд новых трейдеров. Рассмотрим работу наиболее ярких участников рынка.

После ухода с рынка группы «ВЕТЭК» крупнейшим оператором стал WOG. Первый результат в отрасли компания обеспечивает благодаря большой розничной сети и активной работе в опте, где ее клиентами являются крупнейшие потребители, в частности «Укрзалізниця».

«Кто еще, кроме компании номер один в Украине, мог бы держать практически 800 млн грн. дебиторской задолженности при девальвации гривни в 3-4 раза?! В конце 2013 г. мы выиграли тендер при цене 15,8 тыс.грн. за 1 т, а через два месяца, в феврале 2014 г., себестоимость уже была около 18 тыс.грн./т», — говорит генеральный директор компании «ВОГ-Ритейл» Сергей Корецкий.

Группа «Приват» — потен­циально мощнейший игрок рынка, контролирующий крупный НПЗ «Укртатнафта», — ориентирована исключительно на снабжение собственной сети АЗС. В последние годы группа не может загрузить Кременчугский НПЗ, поэтому все чаще вынуждена прибегать к импорту нефтепродуктов. Отметим, что мощностей «Укртатнафти» при условии модернизации достаточно для обеспечения страны бензином и дизтопливом в полном объеме.

Концерн «Галнафтогаз», управляющий сетью «ОККО», — крупнейший импортер бензинов, что свидетельствует об успешном розничном сбыте, ведь бензин главным образом потребляет частный транспорт.

В 2014-2015 гг. после улучшения климата в сфере госзакупок концерн впервые в своей истории начал претендовать на подряды госпредприятий. Осенью 2014 г. поставщик одержал первую победу в тендере Минобороны, а летом 2015 г. подписал контракт с «Укрзалізницею» на поставку 100 тыс.т дизтоплива.

Крайне нелегко дается покорение украинского рынка белорусскому госэкспортеру — «Белорусской нефтяной компании» (БНК). И 2014-2015 гг. не стали исключением. Осенью Нацбанк начал выталкивать импортеров на черный рынок валюты, что сложно совмещалось с работой госкомпании. На выручку пришли более изворотливые местные операторы.

С одним из них — компанией «Укрпалетсис­тем» — белорусы подружились особенно крепко, чем обеспечили неприметной структуре из провинциального Коростеня (Житомирская обл.) хорошие объемы оптовой реализации. Те, в свою очередь, согласились перекрасить часть АЗС в цвета БНК. Ввиду белорусской специфики, параметры и условия этой программы не оглашаются.

Для российских «Лукойла» и «Роснефти» 2014 г. стал началом конца. Накануне, в 2013 г., «Лук­ойл» установил абсолютный рекорд поставок в Украину за весь 15-летний период своей работы в стране — более 1 млн т. А уже летом 2014 г. компания заявила об уходе из Украины, продав свой бизнес неизвестному австрийскому фонду. Большинство участников рынка уверены, что сделка является фиктивной и прежние хозяева попробуют работать дальше под новой личиной.

«Роснефть» пока сохраняет свои позиции в пятерке крупнейших поставщиков, однако будущее компании — в подвешенном состоянии.

Особого внимания заслуживает сеть «БРСМ-Нафта», которая обратила на себя внимание не сколько прямой деятельностью, сколько авариями на своих объектах, унесших жизни 12 человек. На счету компании в 2014 г. — 200 тыс.т бензина и дизтоплива.

Но что характерно: согласно данным Госстата и оценкам экспертов, на своих АЗС фирма продала не менее 300 тыс.т нефтепродуктов. Откуда взялся этот объем, если такого ресурса в свободном доступе на рынке нет?

Эксперты обращают внимание на то, что в 2014 г. на нефтебазы компании только по железной дороге поступило 100 тыс.т компонентов для производства моторных топлив. В текущем году о кустарном производстве бензина заявил министр внутренних дел Арсен Аваков после трагического пожара на нефтебазе компании в Василькове.

Крайне сложный период переживает «топливный» актив Рината Ахметова — донецкая «Параллель». Разгромленные станции и нефтебазы, экспроприированные «ополченцами» бензовозы, переезд управляющего офиса сначала в Мариуполь, а потом в Запорожье…

В итоге, многократное сокращение поставок. В то же время компания пытается освоить новые для себя рынки и с марта начала торговать крупным оптом, поставляя российское дизтопливо на железнодорожные узлы в Харьковской области.

Топливный рынок Украины остается крайне диверсифицированным и высококонкурентным. Такая модель снимает с повестки дня опасения по поводу возможной блокады со стороны России, которая имеет рычаги влияния на Белоруссию — крупнейшего поставщика нефтепродуктов в Украину.

Мощностей морских портов и сухопутных коридоров и предложения топлива любых марок более чем достаточно. Основные проблемы рынка связаны с кризисом потребления и увеличением объемов контрафакта, который с одинаковой силой бьет как по цивилизованному рынку, так и по госказне.

Печать

Коментарии

Войдите чтобы иметь возможность оставлять коментарии

Войти