Появление ДП «Ливела» на рынке нефтепродуктов стало неожиданным, но не случайным. Схема безналогового импорта нефтепродуктов, используемая таинственной компанией, уже была опробована в конце 1990-х, а затем – в середине 2000-х гг. До появления «Ливелы» на рынке работали десятки аналогичных фирм-пустышек, которые приносили своим создателям миллионы «нефтяных» долларов. Они носили разные, непохожие названия, но корни у фирм были общие…
Чтобы понять, как возникла схема безналогового импорта, вернемся почти на 20 лет назад – в 1992 г. Тогда, после принятия независимости, в Украине практически еще не была сформирована налоговая база. В том числе не были приняты законы «Об НДС» и «Об акцизном сборе». Тем не менее, в молодом государстве как грибы после дождя стали появляться бесчисленные фирмы и фирмочки, среди которых – предприятия с иностранными инвестициями (ПИИ).
Одним из таких ПИИ стало украинско-польское совместное предприятие «Тайстра», впоследствии создавшее дочернее предприятие «Ливела». С польской стороны учредителями «Тайстры» выступили некие Станислав Прейс и Пиотер Бойко (позже состав учредителей несколько раз менялся). Внесенные ими инвестиции тогда составили… $400. Наверняка поляки даже и не подозревали, что спустя всего несколько лет «Тайстре» данные вложения позволят получать «из воздуха» суммы с куда большим количеством нулей.
Такая возможность появилась у «Тайстры» благодаря принятию закона «Об иностранных инвестициях» от 13 марта 1992 г. № 2198-XII. Согласно данному нормативному документу, ПИИ получили гарантии неизменности законодательства, действовавшего на момент внесения инвестиций. То есть, введение в Украине НДС и акцизного сбора коснулось лишь предприятий с украинским капиталом. А ПИИ получили возможность не платить нововведенные налоги еще на протяжении 10 лет, то есть, оказались в куда более выгодном положении.
Пользуясь данной возможностью, десятки фирм в конце 1990-х наладили схемы безналогового импорта нефтепродуктов. Среди них – «Бизон», «Лютня», «Бриг», «Буртекс», «Фианит», «АРИ», «Актив» и др. Название «Тайстра» старожилы рынка в данном перечне не припоминают.
«Есть два варианта: либо компания работала, но «тихо», либо же начала импортировать нефтепродукты значительно позже, со сменой владельцев», – отметил один из собеседников OilNews.
Как бы там ни было, но в 2000 г. «бизонов» (как прозвали все подобные фирмы-импортеров) «прижали». Под флагом борьбы с безналоговым импортом 17 февраля Верховная Рада приняла закон.№1457-ІІІ «Об устранении дискриминации в налогообложении субъектов предпринимательской деятельности, созданных с использованием имущества и средств отечественного происхождения». Согласно ему, льготы для ПИИ отменялись. Более того, в 2003 г. истекал срок гарантий защиты иностранных инвестиций…
Но одной компании (по крайней мере, на данный момент) удалось обойти все законодательные барьеры и продолжить работать без уплаты налогов. Ею оказалась «Тайстра». По истечении срока действий гарантий защиты иностранных инвестиций некто Беднаж Войцех-Януш обратился в Автозаводский суд Кременчуга (Полтавская область) с требованием возобновить действие льгот для СП. И 19 января 2004 г. украинско-польская компания добилась позитивного решения. Через несколько дней «Тайстра» получила определение того же суда, в котором было дополнительно разъяснено, что льготы распространяются и на все дочерние предприятия СП независимо от даты их регистрации до 8 января 2014 г…
И покатилось. «Тайстра» создавала десятки компаний, которые, пользуясь налоговыми льготами, ввозили моторное масло, дизельное топливо, бензин, нефть… Согласно информации OilNews, лишь две компании – «Тайстра Полтава Экспресс» и «Тайстра Полтава Сервис», обладающие льготами на импорт, с января по сентябрь 2004 г.импортировали в Украину почти 5 млн т нефти! На смену этим ДП пришла другая компания, родственная «Тайстре», – «Инконтелм». Она поставляла нефть в Украину с октября 2004 г. по февраль 2005 г.
Интересно, что услугами одного из трейдеров-льготников пользовался небезызвестный трейдер «Интергал», который, по свидетельствам участников рынка, имеет общих владельцев с «Тайстрой». В частности, согласно одному из судебных решений, некая фирма «Элит» (80% принадлежит «Тайстре») в 2005 г. продала «Интергалу» партию метил-третбутилового ефира на сумму 3,5 млн грн, за который не платила НДС. В то же время «Интергал» включил его в сумму своего налогового кредита.
Оптимизация на миллиарды
Стоит отметить, что в 2004-2005 гг. государственные органы были достаточно пассивны в вопросе деятельности «Тайстры» и ее «дочек». Начнем с того, что попытки противостоять деятельности СП на протяжении двух лет в судебных хрониках вообще не упоминаются. Государственные органы просто-напросто пропустили срок подачи апелляции на вредящие бюджету решения Автозаводского суда Кременчуга! На этом основании Апелляционный суд Полтавской области отказал прокурору Кременчуга в подаче апелляции.
Лишь во второй половине 2006 г. в деле наметился какой-то прогресс. В частности, 8 ноября Верховный Суд возобновил срок подачи кассации на решение Апелляционного суда Полтавской области. Далее следовал еще ряд разных решений разных судов, которые склоняли весы то в сторону госорганов, то в сторону льготников. Может, по этой причине в 2006 г. структур «Тайстры» не было заметно среди импортеров нефтепродуктов. А, может, причиной послужили пертурбации во власти, долгое формирование коалиции… Ведь, как свидетельствуют участники рынка, без покровительства сверху реализация описанной схемы вряд ли была возможной.
Тем не менее, в 2007 г. о «Тайстре» снова вспомнили. В частности – о компании, в которой она выступает соучредителем – ООО «Таиз». В марте она начала импортировать без уплаты налогов печное топливо, а с мая – проводила поставки российской нефти на «Укртатнафту». На поверхность вышла информация, что в общей сложности «Таиз» продал заводу 2,38 млн т нефти на общую сумму 5,63 млрд грн (без НДС). Сумма НДС, не уплаченного в бюджет, при этих операциях составила 1,13 млрд грн.
Налоговая, которая не могла не отреагировать на разгоревшийся вокруг «Таиз» скандал, попробовала оспорить легитимность действий ООО в суде. Результатом противостояния стало решение Автозаводского районного суда Кременчуга от 10.08.2007 г. и его же определение, в котором «Тайстра» в очередной раз «застолбила» свои права. В частности, в определении говорится:
1. СП «Тайстра» и созданные им дочерние предприятия обязаны и имеют право зарегистрироваться как плательщики НДС, а органы государственной налоговой службы не имеют права аннулировать такую регистрацию, несмотря на то, что УПСП «Тайстра» и его дочерние предприятия пользуются государственными гарантиями о защите иностранных инвестиций от изменений законодательства и освобождены от обязательства по уплате НДС;
2. СП «Тайстра» и созданные им дочерние предприятия обязаны выдавать покупателю налоговые накладные со всеми обязательными реквизитами, предусмотренными законом «О НДС»;
3. СП «Тайстра» и созданные им дочерние предприятия имеют право при продаже товаров на начисление НДС и отражение его в договорах и налоговых накладных;
4. СП «Тайстра» и созданные им дочерние предприятия имеют право эмитировать и предоставлять органам таможенного контроля налоговые векселя. При этом сумма, указанная в налоговом векселе, не является налоговым обязательством или налоговым долгом, а органы ГНС должны погашать такие векселя без оплаты средств;
5. СП «Тайстра» и созданные им дочерние предприятия вправе самостоятельно определять направление использования средств (цены товара с НДС), полученных от реализации товаров.
Но уже в 2008 г. «Тайстру» и ее «дочек» снова ждала черная полоса. ООО «Топазия», которое в июне 2007 г. добилось права на безналоговый импорт дизельного топлива, уже через год лишилось его. Высший административный суд назвал необоснованными решения предыдущих судов и отказал «Топазии» в возможности импортировать нефтепродукты без уплаты НДС и акцизного сбора. Тот же суд 18 июня 2008 г. остановил действие решения, давшего «зеленый свет» схемам оптимизации – Автозаводского суда Кременчуга от 19 января 2004 г.
Ровно на два года льготники снова ушли в тень. Все это время они боролись в судах и выжидали подходящего момента…
Новая поросль
Нетрудно заметить, что периоды активности «Тайстры» и ее «дочек» точно совпадают с периодами правления Партии регионов (напомним, от этой партии прошел в Верховную Раду близкий к «Интергалу» Владимир Зубик). И очередной такой период настал в 2010 г. Кроме того, чаша весов Фемиды вновь склонилась на сторону «льготников». 31 мая 2010 г. Харьковский апелляционный административный суд снова отказал представителям государства в оспаривании решения Автозаводского суда Кременчуга, восстановив статус-кво.
Именно тогда на сцене появилось ДП «Ливела» (кстати, зарегистрированная лишь в 2006 г.). Как сообщили OilNews в Гостаможне, в августе 2010 г. «Ливела» обратилась в таможенные органы с требованием оформить партию нефтепродуктов, предоставив, кроме упомянутых выше решений, определение Автозаводского районного суда г. Кременчуга (Полтавская обл.) от 9 июля 2010 г. В нем в очередной раз было разъяснено, что таможня обязана осуществлять оформление нефти и нефтепродуктов, которые перемещаются через границу Украины в адрес ООО «Тайстра» и его дочерних предприятий (среди которых и ДП «Ливела») без уплаты НДС, акцизного сбора и ввозной пошлины.
Таким образом, у таможенников не было оснований отказывать «Ливеле». Пользуясь этим, как ранее сообщал OilNews, ДП «Ливела» за 20 дней августа 2010 г. поставила в Украину 18,3 тыс. т светлых нефтепродуктов без уплаты акцизного сбора и НДС.
В то же время в Гостаможне утверждают, что не сложили руки в отношении ДП. По информации пресс-службы ведомства, 23 июня 2010 г. Энергетическая региональная таможня подала апелляционную жалобу на последнее решение Автозаводского суда. Тем не менее, «по состоянию на 25 августа 2010 г. информация об открытии Харьковским апелляционным административным судом апелляционного производства в Энергетическую региональную таможню не поступала».
По информации OilNews, также продолжается судебное разбирательство относительно легитимности предоставления льгот «Тайстре». «Сейчас по кассационной жалобе Энергетической региональной таможни решением Высшего административного суда Украины от 7 июля 2010 г. в деле открыто кассационное производство», – сообщила пресс-служба Гостаможни. Дата первого судебного заседания по этому делу также еще не назначена.
А пока таможенники ждут судов, «Ливела» активно разворачивает свою деятельность на внутреннем рынке. По данным OilNews, все больше нефтетрейдеров приходят к мысли о необходимости сотрудничать с ДП. Этому способствует, в том числе, сговорчивость «льготника». Если ранее компания просила за свои услуги до 90% от суммы оптимизированных налогов, то сейчас снизила планку до 75%. Кроме того, трейдеры говорят, что в перечне услуг «Ливелы» появились и «дополнительные бонусы», вызвавшие повышенный интерес «клиентов».
В связи с вышесказанным не удивляет, что профильные министерства и ведомства как воды в рот набрали. Более того, по имеющимся данным, льготным шлюзом при поставках нефти хочет воспользоваться одна известная госкомпания… Так что, цей дощ надовго?
Коментарии
Войдите чтобы иметь возможность оставлять коментарии
Войти