В начало
Акциз на бензин + транспортный сбор = …

Акциз на бензин + транспортный сбор = …

Намерение правительства отменить транспортный сбор вызвало широкий резонанс среди участников рынка нефтепродуктов. Напомним, согласно проекту нового Налогового кодекса, недавно представленного премьер-министром Николаем Азаровым, сумма «дорожного налога» будет включена в акциз на бензин.
Таким образом, после принятия документа, акцизный сбор вырастет со €132/т до €180-200. Как такое нововведение отразится на рынке нефтепродуктов? Об этом OilNews расспросил участников рынка. Мнения разошлись…
 
Василий Дмитрив, руководитель департамента маркетинга концерна «Галнафтогаз»:
Естественно, мы, как операторы рынка, не особо заинтересованы в каких-либо дополнительных нагрузках на стоимость нефтепродуктов. Ведь высокие цены снижают наши продажи. Однако в этом подходе есть рациональное зерно. Топливо здесь выступает определенным индикатором: человек, который больше нагружает дороги, потребляет больше топлива, в результате платит и больше транспортного сбора. Человек, который меньше ездит, меньше и платит.
Главное, чтобы теперешний транспортный сбор был пропорционально перенесен на акциз. Проанализируем ситуацию: если взять во внимание текущий размер транспортного сбора и перенести его на стоимость топлива (в акциз), то цена одного литра А-95 должна повыситься на 3-5 коп. (из расчета, что среднестатистический автомобиль с объемом двигателя 1,6 л проезжает в среднем 20 тыс. км/год при расходе топлива 10 л на 100 км и платит транспортный сбор в размере 65 грн/год). Соответственно, акциз должен будет увеличен не более чем на €5.
Если акциз вырастет на такую величину, то падения реализации не произойдет. Потребитель воспримет это, как рыночные колебания.
 
Дмитрий Кулик, директор компании «Параллель»:
Наше отношение к включению транспортного сбора в стоимость топлива является негативным, так как любые повышения уровня цен на нефтепродукты отрицательно сказываются на объемах их реализации.
При повышении размера акциза на уровень €180/т увеличение розничных цен составит 43 копейки к текущему уровню цен и приведет к сокращению рынка высокооктанового топлива на 2%. Если же рассматривать повышение акциза до уровня €200/т, то, соответственно, розничная цена увеличится на 61 копейку за 1 литр, а сокращение высокооктанового рынка составит 2,8%.
Если проанализировать предлагаемые новые ставки акцизного сбора, то складывается впечатление, что органы власти преследуют не только цель перенести в стоимость топлива размер транспортного сбора, но и получить дополнительные существенные доходы.
Во-первых, если, по данным Госкомстата за 2009 г., на территории Украины находится в пользовании 7,8 млн автомобилей, то при среднем объеме двигателя от 1000 до 2500 см куб., средний размер транспортного сбора с одного автомобиля составит 131 грн/год, а, следовательно, общая величина годовых поступлений составляет 1 030,4 млрд грн.
Если распределить данные поступления на весь рынок высокооктанового продукта (3,9 млн т), то повышение акцизного сбора должно составить не выше 0,20 грн/л, что с учетом начисления НДС на акциз эквивалентно повышению акциза на €22/т.
Во-вторых, существенным недостатком предлагаемых нововведений является тот факт, что сегодня транспортный сбор платят все владельцы автотранспортных средств (как работающих на высокооктановом продукте, так и на дизтопливе и газе). Таким образом, теперь за владельцев дизельных и газовых автомобилей, транспортный сбор будут платить владельцы транспортных средств, работающих на высокооктановом продукте. Если же распределить транспортный сбор на все продукты, включая дизтопливо и газ, то повышение акцизного сбора должно составлять не выше €8/т. Очевидно, что данное повышение акциза в значительно меньшей мере отразится на объемах рынка нефтепродуктов, чем то, которое предлагается органами власти.
 
Александр Терещенко, директор ООО «АТАН-Крым»:
При принятии решения о включении транспортного сбора в акциз в обязательном порядке должны быть оговорены льготные условия для тех категорий потребителей, которые не являются полноценными участниками дорожного движения. К примеру, водно-моторная техника и легкомоторная авиация, потребление бензина которой в период весна-лето-осень возрастает многократно. Эти транспортные средства не должны уплачивать дорожный сбор, иначе это будет выглядеть абсурдно.
При условии повышения акциза на дизтопливо льготные условия должны распространяться на аграрные предприятия, техника которых фактически работает в поле, лишь изредка выезжая на асфальтные дороги. Кроме того, не стоит забывать и о крупных промышленных предприятиях, часть техники которых работает на собственной территории. В эту же категорию стоит отнести карьеры, порты, металлургические комбинаты и т.д.
С другой стороны, некоторые компании могут использовать такие лазейки, чтобы уклоняться от уплаты повышенного акциза. Контроль выполнения этого пункта, если таковой будет, обязателен. Так же, как и за использованием «Укравтодором» полученных средств.
Повышение же цен на АЗС в результате повышения акциза не приведет к существенному падению объемов реализации, так как ранее психологическая отметка 8 грн/л уже была пройдена. К началу года, конечно, все может измениться, но отталкиваясь от нынешней ценовой ситуации, я считаю, что прокачки на АЗС сильно не изменятся.
 
Анна Соколова, заместитель директора ЧП «Спика» (г. Харьков):
Увеличение цен на бензин вследствие повышения акциза повлечет за собой снижение объемов реализации топлива, которое мы прогнозируем на уровне 20-30%, что явно не радует ни нас, ни остальных участников розничного рынка. Впоследствии, конечно, уровень прокачек восстановится, но стартовый негатив все же будет иметь место.
Кроме того, каждый скачок цен несет в себе такой неприятный фактор, как отсекание определенного процента клиентов. Например, некоторые автомобилисты перейдут с А-95 на А-92 или вообще на сжиженный газ. Дальнейший откат цен, если таковой и будет, уже вряд ли вернет эту категорию потребителей.
На этом фоне интересным будет поведение крупнейшего розничного оператора. Как известно, имея полную вертикаль производства и продажи, а также используя прошлую практику, он может проигнорировать всеобщий рост цен после повышения акциза. Что будет в таком случае, догадаться нетрудно – еще большее падение объемов реализации из-за перетекания клиентов. Впрочем, надеемся, такого не произойдет.
 
Андрей Томашук, директор ЧП «Укр-Петроль»:
Принятие решения об отмене транспортного сбора и увеличении акциза на бензин создаст справедливые условия для собственников транспортных средств: чем больше ездишь, тем больше платишь за ремонт дорог. В изменении ставки акциза главное, чтобы он уплачивался абсолютно всеми участниками розничного рынка. Если же получится так, что кто-то каким-либо путем сможет не уплачивать этот сбор, то создадутся неравные условия, которые ударят по всем остальным компаниям.
Если рост акциза будет таким, каким его сегодня прогнозируют, то повышение цен на АЗС может достигнуть 50 коп./л по маркам, подпадающим под действие акциза. Сомневаюсь, что этот рост сильно ударит по реализации нефтепродуктов на АЗС – автомобилисты привыкли к высоким ценам, и 50-копеечное повышение при цене 7,50 грн/л значит намного меньше, чем при 3,50 грн/л.

 
Уважаемые читатели! Чтобы выразить собственное мнение по данному вопросу, необходимо зарегистрироваться на сайте и разместить комментарий. Также приглашаем участников рынка, экспертов, журналистов вести собственные колонки на сайте. Для этого необходимо обратиться к администрации: [email protected]
Печать

Коментарии

Войдите чтобы иметь возможность оставлять коментарии

Войти