В начало
Кого накормит «Нафтогаз»?

Кого накормит «Нафтогаз»?

В июле глава государства дал поручение обеспечить переработку 2 млн т азербайджанской нефти на кременчугской «Укртатнафте». Проект выглядит очень неплохо, так как позволит решить сразу несколько важных задач: увеличение загрузки украинских НПЗ, сокращение импорта нефтепродуктов, повышение прозрачности ценообразования топлива для чиновников и потребителей.

Однако есть и риск того, что при «творческом» подходе благое дело может обернуться противоположным результатом в виде роста цен при таких же низких объемах украинского производства либо снижением налоговых отчислений. Речь идет о крокодильих аппетитах чиновников и менеджеров госкомпаний, отработавших до совершенства умение маскировать свои интересы под лозунгами о стратегической государственной выгоде и заботе о гражданах.

Распоряжением от 6 июля 2011 г. Кабмин утвердил протокольное решение по реализации п.3.3 Плана мероприятий всестороннего сотрудничества между Украиной и Азербайджанской Республикой на 2011-2015 гг., одобренного президентами Украины и Азербайджана 28 апреля 2011 г. В нем речь идет о поставках азербайджанской нефти для последующей переработки на Кременчугском НПЗ «Укртатнафта».
Чтобы понять масштаб проекта, отметим, что в 2010 г. объем нефтепереработки в Украине составил 10,5 млн т. Если все останется как есть, «Нафтогаз» с 2 млн  т азербайджанской нефти и 1 млн т российской нефти (ранее стартовавший проект на Лисичанском НПЗ) может увеличить украинскую переработку на 30%. При этом компания получит в свое распоряжение около 2 млн т бензина и дизтоплива, что составляет приблизительно 20% национального потребления. В этом случае будет достигнута оптимальная структура наполнения рынка, в которой импорту готовых нефтепродуктов будет отведено около 30%.
Очень важным результатом программы может стать то, что чиновники и потребители станут лучше понимать работу рынка. Хотя деятельность НАКа прозрачной назвать получается далеко не всегда, компания обязана вести безубыточную деятельность (здесь речь идет об уголовной ответственности менеджмента, а это единственный сдерживающий фактор, который еще имеет действие в нашей стране). Это мы уже видим на первом, пускай и не совсем удачном, опыте поставок давальческой нефти «Нафтогазом» на «ЛИНИК». Компания выставляет нефтепродукты на открытые торги, пытаясь найти компромисс между рынком и точкой безубыточности. Например, сегодня «Нафтогаз» предлагает бензин А-95 оптом по 12 800 грн/т, что с учетом среднего железнодорожного тарифа (250 грн/т) дает себестоимость этого продукта для автозаправочной станции в размере 9,85 грн/л. Таким образом, может быть получен общедоступный индикатор закупочных цен, который позволит получить ответ на извечный вопрос о том, кто и сколько зарабатывает.
Незваный гость
Теперь о подводных камнях и течениях. Есть один неожиданный вопрос: будут ли НПЗ рады поставкам «Нафтогаза» и увеличится ли переработка?
Начнем с Лисичанска. С мая завод ТНК-ВР отправляет в Россию 80% нефтепродуктов, так как родина испытывает нехватку нефтепродуктов (ZN.UA подробно писало об этом в предыдущих номерах). Судя по тому, что на прошлой неделе российское правительство разрешило ТНК-ВР использовать толлинговую схему как минимум до конца 2011 г. (ранее ее хотели запретить из-за бюджетных потерь), лисичанский продукт покинул Украину надолго. По данным российских газет, в отчетах российского Минэнерго ТНК-ВР фигурирует среди основных виновников весеннего кризиса из-за остановки каталитического крекинга на Рязанском НПЗ и снижения выпуска высокооктановых бензинов. Поэтому компания, очевидно, заинтересована принимать самое активное участие в утолении топливного «голода» в России.
Более чем очевидно, что поставки «Нафтогаза» ситуацию с вывозом нефтепродуктов в Россию не изменят. Кроме того, есть вероятность, что ТНК-ВР вообще может отказаться от поставок нефти для собственных нужд, а будет выкупать лисичанское топливо для своей украинской сети у «Нафтогаза». Свою же нефть можно пустить на увеличение объемов толлинга или отправить в дальнее зарубежье.
Но большой вопрос, будет ли сам НАК поставлять нефть в Лисичанск? Первый блин вышел у компании комом. По имеющимся данным, в апреле-мае компания поставила в Лисичанск 134 тыс. т нефти, план на июль составляет 30 тыс. т. Даже без июльских поставок «Нафтогаз» имеет в арсенале 90 тыс. т бензина и ДТ, но из них на 20 июля было продано всего 12,5 тыс. т. НАК попросту не может предложить конкурентные цены.
Впрочем, долгосрочных и успешных давальческих проектов в Лисичанске история не знает. Быстро завершился проект компании «Вик Ойл» в 2009 г., всего несколько месяцев смогла поставлять нефть «Укртранснафта» в 2007 г. в рамках проекта создания так называемого стратегического резерва (как выяснилось позже, это был элементарный бизнес-проект госкомпании и вышестоящего министерства). Отличие нынешней ситуации состоит в том, что «ТНК-ВР Коммерс» фактически ушла с рынка емких и платежеспособных восточных областей, и это может помочь «Нафтогазу» в продаже лисичанских объемов.
Крайне интересно выглядит проект переработки азербайджанской нефти в Кременчуге. Тут тебе и диверсификация поставок, и загрузка завода, в котором НАКу принадлежат 43% акций. Географическое расположение предприятия в самом центре Украины намного более выгодное по сравнению с тем же Лисичанском. Однако есть основания считать, что НАКовским ресурсам не будет рад здешний хозяин – группа «Приват». Уже очевидно, что оператор НПЗ удерживает производство на уровне, необходимом для обеспечения собственной розничной сети, чтобы, как говорят трейдеры, «не переливать» рынок («Приват» является крупнейшим розничным оператором, контролируя 1 556 украинских АЗС, или 25%). Логика в том, что создание ресурсной напряженности ведет к удержанию высоких цен на нефтепродукты, а крупнейшему игроку на розничном рынке это на руку. Зачем производить больше? Чтобы поставлять потом конкурентам, которые из-за нехватки украинского ресурса вынуждены выискивать дорогое импортное топливо?..
«Нафтогаз» эту стратегию в состоянии разрушить, в связи с чем можно ожидать ожесточенных переговоров по условиям взаимодействия на «Укртатнафте». Задача «Привата» – максимально повысить себестоимость производства для госкомпании, чтобы та не имела возможности «портить» рынок. Источники уже сообщают о том, что для переговоров с Коломойским НАК будет привлекать тяжелую артиллерию в лице министра Бойко.
Как и в случае с Лисичанском, не факт, что поставки «Нафтогаза» увеличат загрузку завода. Как и ТНК-ВР, «Приват» может отказаться от собственных поставок импортной, в данном случае – той же азербайджанской нефти. Таким образом, легкий ресурсный голод на рынке сохранится, а с ним и высокие цены.
В целом же «Нафтогаз» со своим президентским поручением может испортить нефтепереработчикам всю малину. Если загрузку НПЗ увеличить, что спокойно можно сделать и без НАКа, то доля импорта нефтепродуктов снизится, а это и испортит картину «занепаду» отечественной нефтепереработки, которую владельцы НПЗ рисуют вот уже который год. (Кроме того, с ростом производства упадут цены реализации, а это опять же вредит бизнесу НПЗ.) Входить в осень, когда ожидается новый виток борьбы за пошлины на импорт топлива, с ростом производственных показателей ну очень неудобно. Более того, на днях ожидается отчетность НПЗ за первое полугодие, и есть основания полагать, что она будет неплохой. И как с этим всем рассказывать о тяготах жизни и требовать ликвидации конкурентов в лице импортеров?
Но может получиться и так, что «Нафтогаз» станет локомотивом этого процесса. Ждать больших барышей от переработки дорогой азербайджанской нефти не нужно. Расчеты показывают, что если НАК сработает в ноль – это будет успехом, ведь выполнены вышеперечисленные стратегические задачи. (Простите, но на старых НПЗ, лишенных инвестиций в модернизацию, большой прибыли быть не может.) Но кто у нас работает в ноль и кому нужны эти стратегические задачи? Тем более в крупном проекте, как правило, много людей, а ко всему на горизонте маячат очередные выборы…
Прибыль можно получить двумя путями. Первый: путем введения пошлин на импорт нефтепродуктов, что пропорционально увеличит доходность «Нафтогаза», позволит удовлетворить всех и, возможно, даже показать какой-то положительный финрезультат (разумеется, не очень большой). Недостаток данного пути в резком росте цен на нефтепродукты для потребителей, которые в итоге могут не так проголосовать.
Второй путь – налоговая оптимизация. Этот метод был успешно опробован в прошлом году и тоже, кстати, накануне местных выборов (прошедших для «регионалов» весьма удачно). Назывался он «Ливела» – безналоговый импортер нефти и нефтепродуктов, за четыре месяца обставивший бюджет на 3 млрд грн. Характерно, что первые партии нефти НАК поставил в Лисичанск через фирму «Интергал», близкого родственника нашумевшей «прокладки» по линии одного из учредителей. Пока все таможенные платежи исправно платятся. Ситуацию может изменить один звонок.
 
Сергей Куюн, «Зеркало недели. Украина» №27
Печать

Коментарии

Войдите чтобы иметь возможность оставлять коментарии

Войти