В начало

Возобновление работы Лисичанского НПЗ маловероятно – эксперт

Также доступно на украинском языке

Возобновление работы Лисичанского нефтеперерабатывающего завода, который был законсервирован в 2012 году, маловероятно, а заявление Виктора Медведчука можно расценивать только как предвыборную агитацию. Такое мнение в Facebook высказал директор «Консалтинговой группы А-95» Сергей Куюн. 

По мнению эксперта, геополитическая ситуация и техническое состояние завода не позволят возобновить работу завода до августа 2021 г., как анонсировал председатель политсовета партии «Оппозиционная платформа — За жизнь» Виктор Медведчук.

«Для начала посмотрим, как все работает сегодня. Россия выстроила отличную позицию: она отправляет в Украину не нефть, а нефтепродукты, тем самым загружая свои заводы. Доля российского дизеля и сжиженного газа на нашем рынке достигает 40%, а цены его продажи выше, чем дает любой другой канал реализации этой продукции. Так зачем россиянам рубить такой отличный бизнес, ведь очевидно, что продукция Лисичанского завода прежде всего ударит по российскому импорту?» – отмечает С.Куюн. 

Он считает, что если даже удастся договориться с Россией, то первое, с чем придется столкнуться, – это с простоявшим 8 лет оборудованием. 

«И завод не просто стоял, в 2014 году там шли бои, и один из снарядов даже угодил в резервуар, был пожар. Восстановить такое хозяйство – это десятки, если не сотни миллионов долларов. И если для НПЗ все обошлось, то для энергосистемы региона военные действия не прошли незаметно, мощностей для снабжения столь мощного предприятия нет, говорят местные специалисты»,  – пишет эксперт. 

Также автор отмечает фактор отсутствия рабочей силы, это тысячи людей, которые за восемь лет могли переехать в другие регионы либо выйти на пенсию. 

«Даже если завод удастся запустить, его работа будет элементарно убыточной. Еще в 2012 году ТНК-ВР остановила его неспроста. Основная проблема Лисичанского завода – расположение. В СССР этот огромный комбинат (проектная мощность 24 млн т нефти в год, в последние годы перед остановкой перерабатывал 5-6 млн т) был построен для снабжения не столько Украины, сколько прилегающих российских областей. Сегодня этот рынок сбыта намертво закрыт, украинский бензин там не нужен ни физически, ни политически», – отмечает он.

Кроме того, по словам С.Куюна, размещать огромные объемы топлива придется исключительно в Украине, где логистически завод расположен крайне неудачно. 

«Лисичанск стоит на выселках, а это значит, что его продукцию нужно везти далеко, иными словами, терять в цене из-за затратной логистики. Ранее самыми ликвидными были рынки индустриально развитых Луганской и Донецкой областей, надо ли говорить об их потенциале сегодня? Нет и Крыма – одного из крупнейших получателей лисичанских нефтепродуктов. А в остальном дефицита топлива нет нигде и придется конкурировать с российским, белорусским, кременчугским, шебелинским и «морским» топливом. А это значит, что продавать придется дешево», – считает он.

Также, по мнению эксперта, завод может столкнуться с реализацией продукции, в основном бензинов.

«Минимальная мощность ЛИНИКа – 5 млн т, из которых получится около 30% бензина, или 1,5 млн т. Между тем оставшиеся в строю «Укртатнафта» и Шебелинский ГПЗ едва размещают на рынке суммарно 1,0 млн т. Причина – вытеснение бензина сжиженным газом, акциз на который вчетверо ниже. И это не дает наращивать объемы переработки, хотя для этого есть все возможности», – считает он.

По его словам, даже если парламент откорректирует ставки акцизов на бензин и сжиженный газ, продажи бензинов начнут оживать не ранее, чем через 3-4 года. 

«А теперь совсем о главном. Нефть для Лисичанска может быть только из России. И дело даже не в том, что россияне успели разобрать нефтепровод со своей стороны. Центральный вопрос звучит так: зачем России развивать украинскую промышленность и фактически усиливать нас? Политика РФ направлена исключительно на ослабление украинской экономики – это очевидный элемент гибридной войны»,  – резюмировал С.Куюн.

Напомним, представитель «Роснефти» заявил российскому изданию РБК, что в настоящее время у «Роснефти» нет планов расконсервации Лисичанского завода. С чем может быть связано заявление Медведчука, представитель компании комментировать не стал.

Справка enkorr

Лисичанский НПЗ не функционирует с 2012 г.. Запуск завода планировался его владельцем, компанией «Роснефть», на май-июнь 2014 г., для чего осенью 2013 г. был начат капитальный ремонт. Помимо боевых действий в регионе причиной невозможности полноценного запуска предприятия является и выкачка компанией «Укртранснафта» технологической нефти из нефтепровода к НПЗ.  

Печать

Коментарии

Войдите чтобы иметь возможность оставлять коментарии

Войти