Украинскому топливному рынку в следующем году трудно будет перейти на реализацию бензинов с 3%-ным и выше содержанием биоэтанола из-за проблем, существующих на всех уровнях реализации проекта. Об этом в своей авторской колонке «Спирт в бензин – не для дикого рынка» для «Лига.Бизнес» пишет директор Консалтинговой группы «А-95» Сергей Куюн.
По его словам, биоэтанол – крайне агрессивное и капризное вещество. При этом основная проблематика работы с ним возникает на малых долях. Так называемое альтернативное топливо с содержанием более 30% биокомпонетов является более устойчивым и стабильным, чем бензин с содержанием этанола 1-5%.
Как отметил главный технолог Кременчугского НПЗ Юрий Голич, слова которого приводятся в колонке, добавлять биоэтанол или другие спиртосодержащие компоненты в товарные бензины заводского производства нет никакой необходимости. Такие манипуляции приводят к изменению физико-химического состава топлива и ухудшают его качество по отдельным показателям.
С.Куюн также отмечает, что половина рынка бензинов в Украину импортируется и есть два варианта, как в этот ресурс добавить биоэтанол.
«Первый: спирт в этот бензин будут добавлять зарубежные производители. Пардон, но о какой тогда энергонезависимости и подъеме украинской спиртовой отрасли речь? Будем поднимать спиртовиков Литвы и Беларуси?» — пишет эксперт.
Второй: закупать по импорту некий базовый нестандартный бензин и в условиях нефтебаз добавлять в него биоэтанол.
«По сути, так и делают в Европе. Бензин со спиртом обладает малым сроком хранения, поэтому в отдаленных от НПЗ регионах поступают именно так – хранят на базе компоненты и смешивают их перед погрузкой в бензовоз. Но для выпуска товарной продукции необходим контроль качества, а паспорт должна выдать аккредитованная лаборатория. Для справки, комплектация такой лаборатории стоит от $1 млн. У топливных компаний таких сегодня меньше, чем пальцев на руке опытного столяра», — пишет автор.
Дальше – больше. Около 500 тыс. т, или 20% потребления бензина в Украине идет с нелегальных мини-НПЗ. Его качество вообще никто не контролирует.
«Получается следующее: законопослушные участники рынка будут вынуждены искать спирт (спрос на который обещает взвинтить цену), инвестировать в производственные мощности и лаборатории на нефтебазах, рисковать расслоением продукта при хранении и транспортировке, а другие будут торговать бодягой или топливом со спиртом (на бумаге), не неся никаких затрат? Имеем перспективу дать стимул не спиртовой, а так называемой отрасли малой переработки, которая и так обещает вырасти в текущем году на 30%», — пишет эксперт.
Как сообщал enkorr, Верховная Рада 30 июня поддержала в первом чтении законопроект № 3356-Д об обязательном добавлении биоэтанола в автомобильные бензины.
Проект закона предусматривает введение с 1 мая 2022 г. обязательной квоты на добавление биокомпонентов в автомобильные бензины на уровне не менее 5% (объемных). Это требование не будет распространяться на бензины с октановым числом 98 и выше, а также на бензины, закупаемые Государственным агентством резерва и Министерством обороны.
Напомним, первую редакцию этого законопроекта депутаты регистрировали в ноябре 2019 г., но после того, как документ получил отрицательный вывод Главного научно-экспертного управления Рады и Минфина, 20 февраля 2020 г. он был отозван.
Обновленная редакция законопроекта была подана в Верховную Раду 17 апреля 2020 г.. В ней, среди прочего, изменили контролирующий орган, ответственный за соблюдение закона, размеры и сроки введения квот и штрафы.
Коментарии
Войдите чтобы иметь возможность оставлять коментарии
Войти