ООО «Катма групп», эксклюзивный поставщик топлива для сети АЗС «БРСМ-Нафта», импортировало в мае-июне 2 836 т бутан-бутиленовой фракции (ББФ), нефтехимического сырья, обладающего сходными со сжиженным газом характеристиками. Об этом enkorr сообщили в Консалтинговой группе «А-95».
Железнодорожные партии ББФ были поставлены с Мозырского НПЗ на нефтегазосберегающий комплекс «БРСМ» в с. Переяславское (Киевская область).
Бутан-бутиленовая фракция – побочный продукт установки каталитического крекинга, полученный в процессе остановки Мозырского НПЗ, с содержанием около 50% бутиленов. Традиционный способ применения ББФ – повышение октанового числа бензинов и в качестве сырья для производства синтетического каучука. В Украине основной сферой применения этого сырья является смешение с товарным сжиженным газом с целью снижения его себестоимости и повышения прибыли от продаж. В то же время побочным эффектом такого смешения является потеря качества газа из-за высокой коррозионности ББФ и повышенного показателя неиспаряющегося остатка.
«Ни одна украинская сеть АЗС не покупает ББФ, который в случае с Мозырским НПЗ является отходом нефтеперерабатывающего производства. В Переяславском, куда «БРСМ» транспортирует это сырье, технологически есть возможность его добавления как в сжиженный газ, так и в бензин. В обоих случаях это приведет к резкому ухудшению качества продукта», – прокомментировал специалист Консалтинговой группы «А-95» Артем Куюн.
Аналогичное мнение высказал аудитор по сертификации нефтепродуктов ОС «Серт АСУ» Александр Лютый.
«Бутан-бутиленовая фракция не является товарным продуктом, это сырье для получения других нефтехимических продуктов путем сложной переработки. От товарного автогаза его отличает повышенное содержание углеводородов С5 и выше, а также содержание диеновых углеводородов, поэтому остаток после испарения будет сильно превышать норму», – говорит Александр Лютый.
По словам технических специалистов, использование ББФ в качестве автогаза может нанести серьезный вред топливной системе транспортного средства.
«Будут страдать редукторы, газовые фильтры и форсунки. Неиспаряемый остаток после нагревания газа в редукторе выпадает в осадок в виде маслянистой жидкости, что негативно сказывается на точности работы газовых форсунок, блокирует работу клапанов в редукторе и снижает пропускную способность газовых фильтров», – заявил технический директор сети СТО Profigas Евгений Устименко.
По словам Артема Куюна, смысл операции смешения ББФ со сжиженным газом заключается в получении дополнительной прибыли.
«Завезенная на нефтебазу «БРСМ» фракция дешевле товарного сжиженного газа Мозырского НПЗ в этом периоде на $65-90/т, или на 1,17-1,55 грн/л. На закупленной партии ББФ, реализованной по цене сжиженного газа, заработок составит до 7 млн грн», – рассказал эксперт «А-95».
Он также допустил, что для повышения октанового числа часть ББФ может быть смешана со стабильным бензином, который вырабатывается на гадячском мини-НПЗ, принадлежащем производственному звену «БРСМ» компании «Стандарт Ойл 2000». Однако в данном случае полученный продукт будет иметь сверхнормативное давление насыщенных паров, что крайне опасно в летний период.
Напомним также, что в 2020 г. группа БРСМ закупила 117 тыс. т сырья и компонентов для производства нефтепродуктов. По итогу января-мая 2021 г. группа является одним из лидеров по импорту безакцизных растворителей. Продаваемый в сети «БРСМ» бензин с октановым числом 95 и альтернативное топливо производится ООО «Стандарт Ойл 2000» на мини-НПЗ в Гадяче и нефтебазе в селе Переяславском Киевской области. Она же производит часть дизельного топлива, рецептура которого неизвестна.
На основе проведения лабораторных исследований эксперты Консалтинговой группы «А-95» также полагают, что дополнительному воздействию со стороны технологов БРСМ подвергается и бензин А-92, в котором весной 2021 года было обнаружено содержание моно-метил-анилина (ММА) – запрещенной к использованию в Украине, Европе и США октаноповышающей присадки.
Коментарии
Войдите чтобы иметь возможность оставлять коментарии
Войти