В начало

Письмо сябрам

Также доступно на украинском языке

Сергей Куюн, директор «Консалтинговой группы А-95»

Недавно Институт потребительских экспертиз провел исследование качества бензина А-92. Главным его результатом можно считать последовавшее заявление института о разрыве маркетинговых программ по поддержке сетей «БРСМ-Нафта», Мotto и SunOil. В пробах этих трех сеток были найдены серьезные отклонения от нормативов. Для рынка это большим откровением не стало, все понимают, кто и чем торгует. Но я хочу обратить внимание на один интересный нюанс, который достоин отдельного освещения и который чувствует весь рынок.

Речь об ММА в пробе «БРСМ». Всего лишь 0,7%. Мелочь? Нет. Бензин А-92 продается на станциях «БРСМ» под паспортом НПЗ «Нафтан». «БРСМ» – единственный покупатель этого бензина в Украине, и, говорят, завод этим очень дорожит. Но вся проблема в том, что заводской паспорт не подразумевает, что в этом бензине есть ММА. И это логично, потому что содержание этого опасного и токсичного вещества давно запрещено в Украине, Европе и США. Откуда же оно там взялось?

Фактическим контрагентом завода является компания «Катма Груп», которая, в свою очередь, поставляет топливо в сеть «БРСМ-Нафта». Характерно, что «Катма Групп» также импортирует и различные топливные компоненты – растворители для лакокрасочной промышленности, МТБЭ, изопентан и прочее. А, забыл, и ММА. В 2020 году фирма завезла его 2 тыс. т, чего хватит на 200 тыс. т бензина, если добавлять по 1%. Технологи-нефтепереработчики говорят, что такой «щепотки» достаточно, чтобы прекрасный нафтановский А-92 превратить в весьма сносный А-95, реализуемый на «БРСМ».

Зафиксируем один важный и непреложный факт: в рассматриваемом случае с новополоцким бензином в Украине явно что-то произошло. Обнаружение ММА заставило более пристально посмотреть на А-92 от «БРСМ». Изучение трех проб, взятых в разных городах Украины в марте, не оставило никаких сомнений – под паспортами «Нафтана» на «БРСМ» продается какой-то другой бензин.

Итак, смотрим сравнительную таблицу. Самые явные несоответствия: кислород, этанол, изобутиловый спирт, объемная часть простых эфиров, объемная часть других органических соединений. Содержание этих веществ в имеющемся паспорте качества «Нафтана» нулевое, есть даже отдельное примечание: спирты и эфиры при производстве бензина не использовались. А в «нафтановском» А-92 на «БРСМ» они уже есть. Обратим также внимание на отклонения фракционного состава. Да, все в пределах нормы, но сорри, это не белорусский бензин.

Результаты сравнения качественных параметров образцов бензина А-92

И если вышеприведенные манипуляции с бензином оставили его в пределах нормативных значений, то в каждой пробе обнаружилось и по серьезному отклонению: в двух зашкалила сера и в одной всплыли амины. Все это говорит об одном: оригинальный продукт «Нафтана» был подвергнут воздействию, а проще говоря – разбодяжен. По каким-то параметрам угадали, а другие провалились. Классная система контроля качества…

Идем дальше. Почему «Катма Груп» как ключевой поставщик «БРСМ» закупает на рынке, и в частности Беларуси, только бензин А-92, и только на «Нафтане»? Отвечаем: половину закупаемого объема «Катма Груп» продает легендарной компании «Стандартойл 2000». На станциях «БРСМ» она значится производителем всей линейки реализуемых там бензинов с октановым числом 95 (таких марок три). В 2020 году «Катма Груп» продала ей более 40 тыс. т белорусского А-92. В свою очередь «Стандартойл» вернул ей около 50 тыс. т бензина А-95 и 26 тыс. т так называемого альтернативного топлива (бензин с биоэтанолом). Полностью очевидно, что нафтановский «второй» служит базой в этом «производстве» А-95. Почему «Нафтан»? Почему не Мозырь или Кременчуг? Плотность новополоцкого продукта 0,736, тогда как мозырского – 0,746. В нем элементарно больше литров и для смешения он идеален.

Что мы имеем? С одной половиной нафтановского бензина А-92 у «БРСМ» происходит непонятно что, а из второй делают А-95. Притом делают таким образом, что его цена оказывается минимальной на рынке, притом как на А-92, так и на А-95. Дешевые там компоненты, неуплата акциза или все сразу – это должны разбираться компетентные органы, но по факту происходит отток продукта из сетей, которые вынуждены брать у Мозыря заводской А-95 и А-92. Таким образом один белорусский НПЗ создает конкуренцию на украинском рынке второму, а в итоге теряет БНК, ведь А-95 дороже А-92 на $35/т. Только на «БРСМ» в 2020 году можно было бы заработать дополнительно $1,4 млн.

Думаю, не в восторге от такого странного белорусского экспорта и «Укртатнафта», у которой «БРСМ» не берет ни литра. А зачем, есть же дешевый и легкий А-92 с «Нафтана»!

Друзья-белорусы, вам надо определиться. Если избыточный экспорт А-92 с «Нафтана» бьет по вашим крупнейшим клиентам – розничным сетям, а также создает обоснованное недовольство у украинских коллег-производителей, то разбавленный неизвестно чем А-92 уничтожает светлый облик высокого качества белорусских нефтепродуктов. А эту работу рынок начал еще до появления БНК в Украине, или уже более 10 лет. Оно точно того стоит? Вы уверены?

Несколько лет назад БНК приняла принципиальное решение отказаться от экспорта в Украину топливных полуфабрикатов (которые с удовольствием скупали те же, кто сегодня берет нафтановский А-92). Между тем, в 2020 году мы видели поставки МТБЭ с Мозыря в адрес той же «Катма Груп». Джаст бизнес? Вы можете говорить, что Украина сама должна решать проблемы с бодягой, чтобы не было этого «кривого» импорта А-92, растворителей для лакокрасочной промышленности и МТБЭ из Беларуси. Но у нас слабые государственные институты, чиновники коррумпированы, законы не работают или работают слабо. И, к сожалению, пока мы имеем то, что имеем.

Но означает ли это, что надо сложить лапы и ждать, когда мы будем в растворителях с ММА не по пояс, как сейчас, а по уши? В этих условиях основная роль в очищении рынка должна принадлежать здоровым силам рынка, к которым, безусловно, относится и БНК. И этот рынок, который, к слову, неоднократно становился на вашу защиту, ждет от вас правильных решений и ответственного отношения.

Печать

Коментарии

Войдите чтобы иметь возможность оставлять коментарии

Войти