Авторы законопроекта № 6299, которым предусматривается введение акцизного налога на импорт растворителей, в состав которых входит хотя бы один подакцизный компонент, ожидают, что до конца этого года документ пройдет комитеты, что позволит принять его уже в следующем году. Об этом заявил один из разработчиков проекта народный депутат Алексей Мовчан (фракция «Слуга народа») во время пресс-конференции в агентстве «Интерфакс-Украина».
«На данном этапе мы ожидаем появления альтернативных проектов, после чего наша цель – до конца этого года пройти комитеты, с тем, чтобы уже в следующем получить результат в виде принятия Верховной Радой», – сказал народный депутат, отвечая на вопрос, когда проект закона может попасть на рассмотрение в парламент.
Как заявил Мовчан, в отдельные месяцы объем «серого» топлива, реализуемого на украинских АЗС, достигает 20% рынка. При этом шестая часть этого «серого» топлива – как раз различные присадки и растворители, используемые при его кустарном производстве. Поэтому разработчики законопроекта уверены, что этот закон крайне важен для топливного рынка, страдающего сегодня от засилья «бодяги», поскольку даст правоохранителям механизм, который позволит в короткие сроки навести порядок в сфере импорта подакцизных товаров, используемых для производства топлива.
«О том, что на топливном рынке нужно навести порядок, говорят давно, и мы предлагаем один из вариантов наведения этого порядка, – отмечает народный депутат Алексей Мовчан. – Во-первых, с такого топлива, которое производится с использованием безакцизных растворителей, не платятся налоги. Так, только на импорте растворителей Украина ежегодно теряет 1,6 млрд грн. И еще около 3 млрд грн акциза и НДС недополучает госбюджет при продаже уже готовой продукции.
Во-вторых, проблема на самом деле носит комплексный характер и, кроме налоговой истории, имеет экологическую (это топливо не отвечает стандартам Евро-5), а также социальную составляющие, потому что использование некачественного топлива наносит удар и по потребителям.
Плюс неравенство на рынке создает дисбалансы, из-за чего компании, которые играют по правилам, становятся неконкурентными в сравнении с теми, кто вырабатывает такой смесевой бензин. А это, в свою очередь, приводит к еще большей энергозависимости Украины от импортных энергоносителей».
По оценкам правоохранителей, отмечает Мовчан, объем теневого оборота топлива составляет около 30 тыс. т в месяц. «На данном этапе, – говорит он, – власть борется с мини-НПЗ, которые производят некачественное топливо, и с топливом, произведенным кустарным методом, но нужно бороться не с последствиями, а с причиной проблемы. В данном случае это несовершенство законодательства, позволяющее «серым» НПЗ действовать именно таким образом, смешивая низкооктановый бензин с растворителями. Мы же в законопроекте № 6299 предлагаем инструмент для устранения причины».
Нардеп отметил, что с целью недопущения злоупотреблений с продукцией отечественных предприятий лакокрасочной промышленности «будет разработан четкий перечень, утвержденный Кабмином, предусматривающий, что и куда должно идти. И, что самое главное, все легко можно будет проверить».
В свою очередь президент Украинской энергетической ассоциации Максим Малашкин отмечает, что услугами рынка топлива в Украине пользуется как минимум четверть населения, поэтому вопросы качества топлива для украинцев достаточно важны. Это, согласно опросу социологической компании «Градус», отмечают 92% опрошенных граждан.
«И всего 10% респондентов верят, что качество топлива на заправках контролируется государством. Но платить больше за более качественное топливо готовы всего половина опрошенных украинцев, – поясняет Малашкин. – Именно этим и пользуются «серые» дельцы, которые, благодаря тому, что их топливо не содержит налоговую нагрузку, предлагают более дешевый товар».
Он также заявил, что добавление октаноповышающих присадок в бензины в кустарных условиях повышает уровень кислорода в топливе. Это приводит к повышению температуры сгорания и обеднению смеси, результатом чего становится увеличение расхода такого топлива примерно на 7%, поэтому экономия сомнительная, считает глава отраслевого объединения.
«Повышение октана может быть до 98-100 единиц (а такой октан предусмотрен для спортивных машин), соответственно, это более высокие температуры в камере сгорания. Это приводит к прогоранию системы цилиндропоршневой группы, а в дальнейшем – и выходу из строя двигателя», — сказал Малашкин.
«Мы посчитали, что с 10 млн т бензина и дизтоплива, потребляемого в Украине, примерно 720-750 тыс. т – это «серое» контрафактное топливо. По нашим подсчетам, с этого объема госбюджет ежегодно недополучает около 13 млрд грн всех налогов, которые могли бы идти в госказну, если бы это был легальный импорт или легальное производство на НПЗ. Такую практику пора прекращать», — заявил Сергей Федоренко, директор по коммерческим вопросам АО «Укргаздобыча» группы «Нафтогаз».
Коментарии
Войдите чтобы иметь возможность оставлять коментарии
Войти