В начало

Госрегулирование цен на топливо законсервировало старые проблемы рынка — эксперт

Также доступно на украинском языке

После введения в мае государственного регулирования цен на топливо реализация каждого литра бензина приносит сетям-дискаунтерам (2 800 станций из 7 500) около 70 коп. убытка, что указывает на размеры теневого сегмента рынка нефтепродуктов. Об этом в своей авторской колонке «Госрегулирования топливных цен: кто в выигрыше?» пишет аналитик Консалтинговой группы «А-95» Артем Куюн.

Автор указывает, что утверждение об убытках будет корректным, если речь идет о продаже заводского продукта с выдачей честного фискального чека, а не бензинов, произведенных в кустарных условиях и продажах с минимизацией налоговых отчислений.

«Лучшей иллюстрацией этих особенностей рынка является сеть «БРСМ-Нафта», на заправках которой висят паспорта качества на бензин А-95, выданные мини-НПЗ в Гадяче или нефтебазой в с. Переяславское, а оплата наличными отображается в чеке таинственной буквой «К» в графе «Форма оплаты» (закон предписывает сообщать там «Наличные»). У немалого количества станций чеки вообще не пробиваются по базе Государственной налоговой службы (последняя на это не реагирует), а соответственно, также являются липовыми», — пишет он.

Эксперт отмечает, что для отечественного рынка реализация без маржи на большинстве АЗС не новость.

«Эта особенность прослеживается со второго полугодия 2020-го и по сей день. На период карантина государство объявило мораторий на проверки бизнеса, чем последний не преминул воспользоваться. Как использовал такую же возможность в 2014–2016 годах, когда во время аналогичного моратория газовые и дизельные бочки появились под каждым забором», — говорится в материале.

Отсутствие действенных шагов правительства по борьбе с теневым рынком позволило так называемым дискаунтерам безболезненно воспринять госрегулирование, сохранить скидки и бонусы в программах лояльности, которые составляют порядка 1,5 грн/л. Тогда как легальный сектор был вынужден свернуть программы лояльности и фактически повысить отпускные цены для своих клиентов.

«Важный элемент ценообразования — скидки или бонусы. Наш опрос показывает, что по цене, указанной на ценовом табло АЗС, продается 10–12% топлива, остальное — с различными скидками. До регулирования они составляли до 7 грн/л, но в среднем 2,5 грн в сетях премиум-сегмента и 1,5 грн у дискаунтеров. Щедрые дисконты стали первой из статей, которые пошли под нож и под проклятья раздосадованной клиентуры. В итоге сегодня «дорогие» АЗС дают не более 75 коп./л, тогда как их конкуренты с другого полюса каким-то чудом удерживают былую лояльность», — отмечает автор.

По расчетам эксперта, за вычетом всех расходов от маржи, установленной правительством на уровне 5 грн/л для бензина, у сетей верхнего ценового диапазона остается прибыль в размере 1,4 грн (здесь и далее с НДС). На дизеле — 3,3 грн/л.

А.Куюн считает, что вместо введения регулирования цен государство должно вернуться к решению системных проблем, таких как наличие подпольных мини-НПЗ, нелегальных станций и пресечь схемы по уходу от налогообложения акцизом и НДС.

«Именно это деформирует рынок, создавая перетоки продаж и трансформируя ценообразование. Но вместо системной и сложной борьбы с теневым сектором власть вновь пошла по пути популизма, ограничив возможности легального бизнеса монетизировать свои качество и сервис. Сохранение такого режима в продолжительной перспективе грозит отказом этого бизнеса от высоких стандартов (а это прежде всего будет означать сокращение рабочих мест) и будет толкать «белый» бизнес к банкротству или в тень», — резюмировал А.Куюн.

Как сообщал enkorr, Кабинет министров 14 мая принял постановление, которым вводится государственное регулирование цен на топливо.  Так, на период действия карантина установлены предельные уровни торговой надбавки к средней цене дизельного топлива (не выше 7 грн/л) и бензина (не выше 5 грн/л).

Также напомним, в Украине наблюдается стремительное расширение теневого рынка нефтепродуктов. Это проявляется как в растущих объемах производства на мини-НПЗ, так и в возобновлении деятельности нелегальных заправочных станций.

Консалтинговая группа «А-95» прогнозирует, что из-за нелегального производства нефтепродуктов на мини-НПЗ и нефтебазах, а также из-за нарушений кассовой дисциплины на АЗС государственный бюджет Украины в 2021 году недополучит более 22 млрд грн акциза и НДС, или на 21% больше, чем в 2020 г..

Печать

Коментарии

Войдите чтобы иметь возможность оставлять коментарии

Войти