В начало

Эксперты опровергли расчеты УАСГ

Также доступно на украинском языке

Расчеты и риторика Украинской ассоциации сжиженного газа содержат массу ошибок и неточностей, что в результате дает неправильное представление о ситуации на топливном рынке и мешает его реформированию. Об этом в колонке на «БизнесЦензор» пишет директор «Консалтинговой группы «А-95» Сергей Куюн.

Являясь противником инициативы по пересмотру ставок акцизного сбора на бензин и сжиженный газ, профильная ассоциация распространяет тезис о том, что владельцы машин с ГБО и так несут высокое налоговое бремя. По расчетам УАСГ, каждая бензиновая машина в среднем за год платит около 1200 грн в дорожный фонд, в то время как автомобиль с ГБО – 1700 грн, а с дизельным мотором – 2400 грн. 

Первое, что не соответствует действительности, пишет Куюн, – доля принятого в расчет УАСГ дизельного топлива, реализуемого через АЗС. В ассоциации считают, что через розничные сети проливается 31% всего ДТ в стране, или около 2,6 млрд литров в год (исходя из баланса рынка в 2019 году в объеме 6,991 млн т, или 8,4 млрд л). 

Между тем, эксперт отмечает, что объем розничного рынка нефтепродуктов составляет около 10 млрд л в год (около 8 млн т). Доля же дизтоплива в структуре реализации АЗС занимает 40-45%, а не 26%, как свидетельствуют расчеты газовиков. 

«Через колонки, а значит в автотранспорт, едущий по нашим дорогам, за год наливается не 2,6 млрд л, а минимум 4,2 млрд л дизтоплива. Это не 31% баланса, а 50% от рынка дизельного топлива образца 2019 года... Поэтому оценка УАСГ в размере 7,8 млрд грн акциза с ДТ сильно занижена, реально – 12,4 млрд грн», – пишет автор.

Последующие исследования эксперта показали, что в расчетах УАСГ неправильными оказались не только суммы акцизов, которые уплачивают автомобилисты, но и количество самих автомобилей.

Газовики приводят следующие данные по украинскому автопарку: 8,4 млн автомобилей с бензиновым двигателем, 3,3 млн дизельных моторов и около 2,1 млн машин на пропан-бутане. Всего – 13,8 млн штук. В то же время, по данным компании «Автоконсалтинг», «живой» парк автомобилей насчитывает всего 6,3 млн штук. 

«Таким образом, еще одна «штанга» – 6,3 млн реальных авто вместо 13,8 млн. Погрешность всего-то в 2,2 раза…», – пишет эксперт. 

В то же время автор соглашается с оценкой УАСГ, что количество машин с ГБО в Украине составляет 2,1 млн. При этом официально зарегистрированных установок, по данным «Автоконсалтинга», почти в три раза меньше. 

«И это значит, что две из трех машин с ГБО используют его нелегально. Ибо регистрировать дорого, вот и числятся они в статистике как бензиновые. Выходит, что из 3,8 млн бензиновых авто 1,3 млн на самом деле газовые», – отмечает он.  

При использовании корректных алгоритмов расчет УАСГ дал следующий результат: ежегодный акциз с бензинового автомобиля – около 3 915 грн (в 3,2 раза больше, чем по версии УАСГ), газового – 1700 грн, дизельного – 7853 грн (в 3,2 раза больше).

«Полученные пропорции как минимум логичны: уплачивая вчетверо больший акциз и передвигаясь примерно также, не могут бензиновые машины платить меньше, чем газовые», – резюмировал эксперт, призвав УАСГ использовать объективные факты и цифры, а не манипуляции.

Напомним, на сегодняшний день в Верховной Раде на рассмотрении находится несколько законопроектов, касающихся акцизов на нефтепродукты. Первым был зарегистрирован законопроект, которым предлагается унифицировать ставки акциза на бензин, автогаз и ДТ на уровне €139,5 за 1000 л. Его поддерживают украинские нефтепереработчики, столкнувшиеся с невозможностью увеличения производства нефтепродуктов из-за сокращения рынка бензинов и роста рынка сжиженного газа.

В свою очередь Украинская ассоциация сжиженного газа через своих парламентских лоббистов во главе с Ниной Южаниной зарегистрировали законопроект, который предусматривает фиксирование соотношения ставок акцизного налога на автогаз на уровне 25% от ставки акциза на автомобильные бензины. Параллельно был подан аналогичный по содержанию законопроект, но от депутатов фракции «Слуга народа».

Еще один проект закона подал глава Комитета ВР по вопросам энергетики и жилищно-коммунальных услуг Андрей Герус. Он предлагает уменьшить акциз на бензин с €213,5 до €169,5 за 1000 л и повысить акциз на СУГ с €52 до €124,5 за 1000 л. При этом акциз на дизельное топливо оставить на текущем уровне — €139,5/1000 л.

Печать

Коментарии

Войдите чтобы иметь возможность оставлять коментарии

Войти