В начало

Petroleum Ukraine 2019: дневник конференции. День первый

Начала работу главная международная конференция Petroleum Ukraine 2019 — центральное место встречи элиты украинского рынка нефтепродуктов. Ожидается, что в мероприятии примут участие более 250 делегатов, представляющих 150 коммерческих организаций из 20 стран. С учетом гостей, спикеров и организаторов общее количество участников достигнет 300 человек.

Программа включает восемь сессий, посвященных ключевым трендам современного топливного рынка — его проблемам и возможностям.

Генеральным партнером Petroleum Ukraine 2019 выступила «БНК-Украина», спонсором — компания ОККО, партнерами — «Альянс Энерго Трейд», Skywalk Trading, «Карпатнафтохим», «Гештальт», «Белзарубежторг», Coral Energy, AVIA и другие.

enkorr ведет текстовую трансляцию конференции.

Подписывайтесь на Telegram-канал Petroleum Ukraine 2019.

Здесь вы можете получить информацию об организационных моментах, ознакомиться со спикерами, поделиться интересными историями, общаться и принимать участие в обсуждениях.

Также через Telegram-канал у вас будет возможность задать вопрос выступающим или организаторам «не поднимая рук».

18:20 Первый день Petroleum Ukraine 2019 завершен. Впереди — вечеринка F*uck fuel economy.

17:20 Завершает дискуссионную панель, посвященную сегменту ритейл, президент польской компании Unimot S.A. Адам Сикорский. Эта компания в 2019 г. привела в Украину новый европейский бренд АЗС AVIA.

«Сейчас в Украине пять станций AVIA. Цель до конца года — 12 АЗС», —  сообщил А.Сикорский.

AVIA стартовала в Украине  совместным проектом с Wexler Group. В рамках этого проекта уже переоборудовано четыре станции. Unimot ведет переговоры и с другими сетями АЗС.

Президент Unimot  отметил, что компания высоко оценивает результаты первых месяцев работы станций AVIA в Украине. «Мы довольны результатом, мы видим рост продаж топлива и попутных товаров в магазинах, включая кофе. Концепт заработал, и мы этим очень довольны», — заметил он, добавив, что рост реализации топлива на перебрендированных АЗС составил от 30% до 100% в зависимости от объекта.

А.Сикорский ожидает дальнейшего роста объемов украинского топливного рынка. «Есть большой потенциал: если страна будет развиваться в правильном направлении, спрос будет только расти. Структура рынка в Украине похожа на польскую: здесь много независимых сетей, которым будет интересно работать с международным брендом AVIA. Потенциал большой, есть конечно много проблем — но движение идет в правильном направлении», — отметил он.

Украина — это стратегическое направление развития для Unimot, заверил А.Сикорский. Он также не исключил, что компания в ближайшее время может выйти на оптовый рынок топлива в Украине.

Адам Сикорский, Unimot S.A. (Польша)

16:30 Идея создания собственной сети АЗС возникла у, на тот момент суто логистической, компании «Прайм» четыре года назад. Целью было обеспечить качественным топливом собственный автопарк. Сейчас задача компании — расширить сеть до 50 станций. «Мы видим цель в 50 объектов. В 2020 г. мы выполним эту задачу и будем более качественно подходить к удовлетворению потребностей нашего основного клиента — дальнобойщиков», — говорит Дмитрий Леушкин.

Prime активно развивает проекты строительства больших комплексов с парковками для крупногабаритного транспорта на 50–100 паркомест.

Сейчас сеть Prime ежемесячно проливает 5 тыс. т ДТ. «Нашей сети четвертый год и в данный момент этот показатель нас устраивает», — отметил глава группы Prime.

Дмитрий Леушкин, Prime

15:45 Андрей Герус сдержанно высказался относительно идеи установления квоты для биотоплива в общем объеме реализации моторного топлива.

«По вопросу добавления биоэтанола в топливо — этот процесс сейчас только на начальном этапе. Идея нам понятна, понимаем некоторые европейские тенденции, понимаем украинских производителей. Но с другой стороны, мы слышим аргументацию сетей АЗС, тех, которые работают «по-белому». Они говорят, что принятие такого законопроекта может поставить участников в неравные условия игры. Поэтому нам нужно найти модель, которой мы бы не навредили рынку, а помогли», — отметил он.

15:35 Глава комитета Андрей Герус поддержал идею корректировки ставок акцизов на сжиженный газ и бензин.

«Есть инициатива, чтобы уменьшить разрыв в акцизах между сжиженным газом и бензином. Я думаю, что это правильная идея, поскольку у нас этот разрыв очень большой. Насколько я знаю, больше нигде в мире такого разрыва нет. С другой стороны, нужно не перегнуть палку и сделать все правильно и корректно, без резких движений. Есть несколько версий, как это сделать, пока об этом говорить не буду», — добавил А.Герус.

15:30 Инициатор идеи введения пошлин на трубопроводное ДТ российского производства Андрей Герус отметил, что благодаря этому решению, Украине удалось избавиться от критической зависимости от российского топлива. Он также не исключил, что в случае существенного роста железнодорожных поставок топлива из РФ или с трубопроводного терминала в Гомеле (Беларусь) — ограничительные меры могут быть приняты и в отношении этих каналов импорта.

«Думаю, что нам нужно понимать, какая позиция той стороны (России. — ek) в плане экономического давления на Украину. Если есть недружественные процессы, попытки дестабилизировать ситуацию — нам надо реагировать и держать под контролем эту ситуацию», — отметил народный депутат.

Также А.Герус поддержал недавно озвученную министром энергетики и защиты окружающей среды идею ограничения допустимых поставок энергоресурсов из одного источника на уровне 30–35%.

«Недавно министр Оржель сказал, что есть идея ограничить поставку энергоресурсов из одного источника на уровне не более 30%. Установить 30% или 35%, но этот процесс нужно держать под контролем. За два месяца мы избавились от зависимости и если  снова в нее упадем, будет не очень хорошо», — добавил А.Герус.

Андрей Герус, комитет Верховной Рады по вопросам энергетики и коммунальных услуг

15:10 Директор «А-95» отметил, что маржинальность розничного рынка вернулась к уровню 2013 г. Одна из причин — изменение ценовой политики крупнейшим игроком, группой «Приват».

«Ни для кого не секрет, что «спасибо» за хороший год все-таки нужно сказать группе «Приват». Я считаю, что она в этом году дала возможность всем заработать. Заработать, каким образом? Если ранее спред между OKKO, WOG и «Приват» всегда был около 3 грн/л, то в этом году он стал составлять 1 грн/л. Таким образом, крупнейшая сеть поднялась вплотную к премиальным сетям и тем самым все смогли немного «подышать».

14.40 «Для любого рынка основная характеристика — это потребление. Дизельное топливо выступило драйвером роста рынка в 2019 г. При всем потреблении 10 млн т светлых нефтепродуктов почти 7 млн приходится на него» — говорит директор «А-95».

Между тем он отметил, что соседняя Польша, население которой 40 млн человек, потребляет 20 млн т топлива, а у нас только 7 млн. «Это говорит о том, что мы потребляем очень мало и можем намного больше, но для этого нужны условия», — отметил С.Куюн.

«Но безусловная дуэль, за которой рынок следит последние семь лет — это сжиженный газ против бензина. За  пять лет потребление сжиженного газа выросло вдвое —  в этом году ожидается 1,8 млн т. Примерно такой же объем рынка сейчас приходится на бензин, потребление которого еще несколько лет назад составляло 3,5 млн л», —  добавил Сергей Куюн.

Сергей Куюн, «Консалтинговая группа А-95»

13:55 Третья панель начнется с расширенной презентации Сергея Куюна о состоянии рынка нефтепродуктов. Модератор Petroleum Ukraine 2019 расскажет о ключевых событиях 2019 г., и какое они оказали влияние на рынок в целом. Прямая трансляция презентации директора «А-95» будет доступна на YouTube-канале enkorr.

13:45 Главный редактор редакции энергетических новостей и товарных рынков Thomson Reuters Александр Ершов в докладе «Тенденции европейского рынка нефтепродуктов» отметил, что в перспективе цены нефти сорта Urals будут снижаться в связи с ужесточением требований по судовому топливу. «Первое существенное снижение было в сентябре. Сейчас мы ожидаем, что давление на котировки Urals будет возрастать за счет снижения интереса к мазуту», — отметил он.

Нынешнее ситуативное повышение котировок Urals, по словам А. Ершова, в первую очередь связано с выходом российских НПЗ с плановых ремонтов и сокращением экспортной программы в РФ.

Также он ожидает, что глобальный спрос на ДТ в связи со вступлением в силу IMO, повысится до 50 млн т. 

Александр Ершов, Thomson Reuters

13:20 Независимый эксперт в энергетической отрасли Анджей Щесняк часть своего выступления посвятил борьбе с так называемой «серой зоной» в Польше. Он скептически относится к масштабу этой проблемы и допускает, что ее широкая медийная известность могла стать следствием внутриполитических процессов в Польше.

«Я считаю, что это «хайповый» вопрос. Мы видим, что одна политическая партия начала обвинять другую партию, указывая на эти необлагаемые цистерны и баки с топливом. В то же время, если посмотреть на объем поступлений средств в дорожный фонд — то особого роста за последние три года, как была введена законодательная норма (направленная на борьбу с необлагаемыми налогом объемами поставляемого ДТ. — ek), мы не видим», — отметил А. Щесняк.

Анджей Щесняк, независимый эксперт (Польша)

13:00 По словам Отто Града, на данный момент основные ожидания связаны с бурным развитием автомобилей с электрической силовой установкой. Многие страны поощряют развитие этого сегмента рынка, в том числе и Венгрия. «Наше правительство выдвигает ряд инициатив, направленных на поддержку и распространение електромобилей: бесплатная парковка, налоговые льготы, новые зарядочные станции, гранты на сумму €5 тыс. на покупку автомобилей, бесплатные общественные зарядки в больших городах», — отметил глава Венгерской топливной ассоциации.

12:40 «В 2050 г. классические двигатели внутреннего сгорания не исчезнут. Дизельное топливо и бензин все равно останутся на рынке и будут представлены в корзине потребления моторных топлив. Поэтому, как минимум ближайшие 10 лет нефтепереработчики без работы точно не останутся, они будут работать и производить большое количество топлива, попутно улучшая его качество», — поделился мнением Отто Град.

Отто Град, Венгерская топливная ассоциация, глава

12:20 Вторая панель посвящена тенденциям внешнего и внутреннего рынков. Отто Град, глава венгерской топливной ассоциации, начал свой доклад с опыта диверсификации источников поставки энергоресурсов в Венгрии.

11:50 «Биоэтанол — это будущее, без которого не только Украина, весь мир не смогут существовать в ближайшие десятилетия», — отметил Ю.Шафаренко.

Юрий Шафаренко, Государственное агентство энергоэффективности

11:45 Законодательные инициативы по развитию сферы производства жидкого топлива в своем докладе представил директор департамента возобновляемых источников энергии Государственного агентства энергоэффективности Юрий Шафаренко.

По его словам, на данный момент Госэнергоэффективности рассматривает два варианта по стимулированию развития рынка биотоплива в Украине. Первый — обязательные квоты по добавлению жидкого биотоплива, в противном случае — штраф. Второй вариант —  снижение акцизной ставки на биотопливную составляющую вплоть до ноля.

11:35 С. Благовисный прогнозирует, что в 2019 г. Украина перейдет рубеж в 37 тыс. электромобилей, в 2024 г. — рынок достигнет 240 тыс.

11:20 По словам С.Благовисного, на сегодня весь украинский парк электромобилей составляет 30 тыс. ед., из которых чисто электрических — 15,5 тыс. Тогда как в 2014 г. в Украине не было ни одного такого авто.

Почему так произошло? Совладелец первой сети электрозаправок выделил четыре составляющих:

  • отмена НДС до 2023 г;
  • новые нормы ГСН (государственных строительных норм);
  • отсутствие лицензии НКРЭКУ на продажу электричества через электрозарядки;
  • отдельные преференции для электромобилей (закон №10405).

Стефан Благовисный, Первая украинская сеть электрозаправочных станций ТОКА

11:15 Глава первой украинской сети электрозаправочных станций «ТОКА» Стефан Благовисный начал свой доклад «Рост парка электромобилей: риски или возможности» с вопроса, есть ли среди участников Petroleum Ukraine 2019 обладатели электромобилей. Судя по количеству поднятых рук и улыбкам в зале, такие отсутствуют.

«Я очень рад, что имею возможность вам донести, что происходит на рынке электромобилей в мире. В 2010 г. количество электромобилей в мире исчислялось тысячами, сотнями и только в 2014 г. это стало похоже на какой-то рынок. В этом году было продано 300 тыс. таких авто. Стоит отметить, что это были не только чистые электромобили, но и «гибриды». В 2016 г. их было уже 800 тыс., в 2017 г.  был преодолен психологический барьер в 1 млн и в 2018 г.  в мире насчитывалось 2,1 млн электромобилей».

10:50 «В Евросоюзе функционирует 125 водородных АЗС, еще в процессе строительства 45 станций, — сообщил А.Репкин. — В Украине, к сожалению, нет ни одной такой станции. Например, в Германии утвердили программу по строительству таких заправок».

Согласно исследованиям Института возобновляемой энергетики НАН Украины, с учетом потенциала альтернативной энергетики, в Украине может быть произведено до 280 млрд куб. м водорода или 800 тераВатт/час.

Александр Репкин, Украинский водородный совет

10:30 Президент «Украинского водородного совета» Александр Репкин: «Водородная экономика — это образ будущей мировой экономики на глобальном использовании водорода в качестве доминирующего энергоносителя. Энергоносителя, постепенно занимающего роль, которая сейчас принадлежит нефти, природному газу и углю. Водород становится универсальным, экологически чистым энергоносителем, который связывает разные отрасли экономики, повышает их эффективность и безопасность. В частности, использование «зеленого» водорода обусловлено необходимостью решения одной из основных проблем мирового уровня — изменения климата».

10:20 «Этот год был очень интересным, был полон неожиданностей и преимущественно приятных для рынка. Все прочувствовали снова вкус жизни: растут  объемы, растет маржа. Я вижу, что это привело к тому, что рынок начал оживать, рынок начал инвестировать, думать, чтобы такого сделать, как побороться за клиента. Сегодня поговорим о ключевых событиях рынка и посмотрим на тенденции», — начал выступление директор «Консалтинговой группы А-95» и модератор Petroleum Ukraine 2019 Сергей Куюн.

09:00 В первый день Petroleum Ukraine 2019 внимание будет посвящено теме альтернативных источников энергии, тенденциям украинского и мирового рынка нефтепродуктов, государственной политике и сегменту ритейл.

Откроет форум панель по альтернативной энергетике — самая актуальная тема всех международных энергетических форумов.

Прямая трансляция будет доступна на YouTube-канале enkorr.

Печать

Коментарии

Войдите чтобы иметь возможность оставлять коментарии

Войти