В начало

Авиатопливо в Казахстане подорожает вслед за бензином

Из-за критической ситуации с автомобильным топливом, сложившейся в Казахстане, в стране может пострадать и сектор топлива авиационного. Стоимость авиакеросина в Казахстане в ближайшем будущем может подорожать, пишет местное издание LS.

По словам вице-президента по развитию АО «Международный аэропорт Алматы» (МАА) Даулета Мамекова, НПЗ Казахстана не могут на 100% обеспечить потребность авиаотрасли в керосине, и около 35%-40% топлива импортируется.

Он отметил, что стоимость авиатоплива будет колебаться, но в настоящее время она более или менее устоялась. «У нас она идет в пределах $800-$900/т. Но мы, конечно, ожидаем в ближайшее время повышение стоимости. Но я не думаю, что повышение цен будет значительным. По крайнее мере мы на это надеемся», — добавил вице-президент МАА.

Согласно данным Д. Мамекова, ежегодная потребность алматинского аэропорта составляет от 600 до 800 тыс. т в зависимости от потребления авиакомпаний. Из них 60%-65% перерабатываются местными заводами, остальной объем импортируется, в основном, из России.

Схожего мнения относительно роста стоимости авиакеросина придерживается и экономист Сергей Смирнов. «Конечно, стоимость авиатоплива тоже будет расти», — прокомментировал он.

Ранее представители Министерства нефти и газа Казахстана, реорганизованного в Министерство энергетики, заявляли о создании единого оператора по продажам авиатоплива. Таким образом ведомство планирует не допустить повышение цен.

В настоящее время уже создана компания «КазМунайГаз-Аэро», деятельность которой заключается в реализации авиатоплива в аэропортах Казахстана, включая приобретение собственных топливо-заправочных комплексов. Она окажет содействие в формировании сбалансированной цены на горючее, обеспечивая справедливую конкуренцию между участниками рынка.

«На сегодняшний день «КМГ-Аэро» ведется работа по унификации ценовой политики на авиатопливо в аэропортах страны. Главной целью данной задачи является стабилизация цен и удобство перелетов, в частности для авиакомпаний, осуществляющих внутренние рейсы по Казахстану. При этом средняя цена реализации авиатоплива отдельных участников рынка в аэропортах РК определяется неравномерно», — отметили в компании «КазМунайГаз — переработка и маркетинг», курирующей местные НПЗ.

Между тем «КМГ-Аэро» еще не определена единым оператором. «Вопрос о создании единого оператора по поставке авиатоплива находится в компетенции правительства Республики Казахстан», — заявляют в «КМГ — переработка и маркетинг».

Производство авиатоплива в Казахстане, т (данные «КМГ — переработка и маркетинг»)

НПЗ

2011

2012

2013

всего

388 374

432 919

402 679

Атырауский

46 443

58 252

38 230

Павлодарский

123 927

99 665

133 117

Шымкентский

218 004

275 002

231 332

 

Напомним, в августе страдающий от острого дефицита автомобильного топлива Казахстан начал его закупки у российских компаний. Также страна ведет переговоры о закупке топлива в Азербайджане и Туркменистане.

При этом, по мнению Казахской топливной ассоциации, нынешний дефицит был создан искусственно вследствие невыполнения операторами-ресурсодержателями своих обязательств в ожидании роста цен, о котором они, вероятно, знали заранее.

В Казахстане работают три крупных НПЗ – Атырауский, Шымкентский и Павлодарский, производство которых не покрывает внутренний спрос, в связи с чем страна вынуждена импортировать топливо из РФ. При этом в течение июля Павлодарский завод находился на ремонте. Завод в Шымкенте также планировалось в начале октября остановить на ремонт, что могло продлить дефицит до ноября, однако он был перенесен на весну 2015 г.

В 2014 г. Казахстан планирует импортировать, главным образом из России, 1 069 тыс. т бензина и 600-650 тыс. т дизельного топлива. При этом производство страной автобензина в 2014 г. планируется на уровне 2,9 млн т, потребление – 4,2 млн т.

Печать

Коментарии

Войдите чтобы иметь возможность оставлять коментарии

Войти