Из-за критической ситуации с автомобильным топливом, сложившейся в Казахстане, в стране может пострадать и сектор топлива авиационного. Стоимость авиакеросина в Казахстане в ближайшем будущем может подорожать, пишет местное издание LS.
По словам вице-президента по развитию АО «Международный аэропорт Алматы» (МАА) Даулета Мамекова, НПЗ Казахстана не могут на 100% обеспечить потребность авиаотрасли в керосине, и около 35%-40% топлива импортируется.
Он отметил, что стоимость авиатоплива будет колебаться, но в настоящее время она более или менее устоялась. «У нас она идет в пределах $800-$900/т. Но мы, конечно, ожидаем в ближайшее время повышение стоимости. Но я не думаю, что повышение цен будет значительным. По крайнее мере мы на это надеемся», — добавил вице-президент МАА.
Согласно данным Д. Мамекова, ежегодная потребность алматинского аэропорта составляет от 600 до 800 тыс. т в зависимости от потребления авиакомпаний. Из них 60%-65% перерабатываются местными заводами, остальной объем импортируется, в основном, из России.
Схожего мнения относительно роста стоимости авиакеросина придерживается и экономист Сергей Смирнов. «Конечно, стоимость авиатоплива тоже будет расти», — прокомментировал он.
Ранее представители Министерства нефти и газа Казахстана, реорганизованного в Министерство энергетики, заявляли о создании единого оператора по продажам авиатоплива. Таким образом ведомство планирует не допустить повышение цен.
В настоящее время уже создана компания «КазМунайГаз-Аэро», деятельность которой заключается в реализации авиатоплива в аэропортах Казахстана, включая приобретение собственных топливо-заправочных комплексов. Она окажет содействие в формировании сбалансированной цены на горючее, обеспечивая справедливую конкуренцию между участниками рынка.
«На сегодняшний день «КМГ-Аэро» ведется работа по унификации ценовой политики на авиатопливо в аэропортах страны. Главной целью данной задачи является стабилизация цен и удобство перелетов, в частности для авиакомпаний, осуществляющих внутренние рейсы по Казахстану. При этом средняя цена реализации авиатоплива отдельных участников рынка в аэропортах РК определяется неравномерно», — отметили в компании «КазМунайГаз — переработка и маркетинг», курирующей местные НПЗ.
Между тем «КМГ-Аэро» еще не определена единым оператором. «Вопрос о создании единого оператора по поставке авиатоплива находится в компетенции правительства Республики Казахстан», — заявляют в «КМГ — переработка и маркетинг».
Производство авиатоплива в Казахстане, т (данные «КМГ — переработка и маркетинг»)
НПЗ |
2011 |
2012 |
2013 |
всего |
388 374 |
432 919 |
402 679 |
Атырауский |
46 443 |
58 252 |
38 230 |
Павлодарский |
123 927 |
99 665 |
133 117 |
Шымкентский |
218 004 |
275 002 |
231 332 |
Напомним, в августе страдающий от острого дефицита автомобильного топлива Казахстан начал его закупки у российских компаний. Также страна ведет переговоры о закупке топлива в Азербайджане и Туркменистане.
При этом, по мнению Казахской топливной ассоциации, нынешний дефицит был создан искусственно вследствие невыполнения операторами-ресурсодержателями своих обязательств в ожидании роста цен, о котором они, вероятно, знали заранее.
В Казахстане работают три крупных НПЗ – Атырауский, Шымкентский и Павлодарский, производство которых не покрывает внутренний спрос, в связи с чем страна вынуждена импортировать топливо из РФ. При этом в течение июля Павлодарский завод находился на ремонте. Завод в Шымкенте также планировалось в начале октября остановить на ремонт, что могло продлить дефицит до ноября, однако он был перенесен на весну 2015 г.
В 2014 г. Казахстан планирует импортировать, главным образом из России, 1 069 тыс. т бензина и 600-650 тыс. т дизельного топлива. При этом производство страной автобензина в 2014 г. планируется на уровне 2,9 млн т, потребление – 4,2 млн т.
Коментарии
Войдите чтобы иметь возможность оставлять коментарии
Войти