У початок

Казахстан хочет покрыть дефицит топливом из Азербайджана и Туркменистана

Казахстанская национальная нефтегазовая компания «КазМунайГаз» ведет переговоры с Госнефтекомпанией Азербайджана (SOCAR) по вопросу приобретения нефтепродуктов для покрытия дефицита на своем внутреннем рынке. Об этом заявил первый замминистра энергетики Казахстана Узакбай Карабалин, сообщает Trend.

По его словам, Казахстан также ведет переговоры о закупке топлива с Россией и Туркменистаном.

Чиновник отметил, что на сегодняшний день достигнута договоренность по импорту в Казахстан 690 тыс. т бензина. При этом, по словам первого замминистра, в настоящее время в страну импортировано лишь 9,6 тыс. т бензина.

В то же время он добавил, что на сегодняшний день в России, откуда импортируется треть потребляемых в стране ГСМ, сложилась непростая ситуация, связанная с тем, что Ачинский НПЗ после аварии только сейчас вышел на полноценное производство. Также с началом осени на нескольких российских НПЗ проводится плановый ремонт, а кроме того, часть производимых в России нефтепродуктов теперь направляются в Крым.

«Таким образом, на российском рынке сложилась напряженная ситуация с ГСМ, и по этой причине они не могут, как это было раньше, поставлять горюче-смазочные материалы в другие страны», – сказал У. Карабалин.

Еще одной причиной, по которой Казахстану пришлось обратиться к Азербайджану и Туркменистану, стала существенная разница в ценах на топливо в Казахстане и России.

«Существует серьезная разница в ценах на нефтепродукты. Если в последнее время у нас цена 1 л бензина марки АИ-92 составляет 128 тенге (9,1 грн), то в России – примерно 160 тенге (11,4 грн). Литр дизельного топлива у нас стоит 115 тенге (8,2 грн), а в России – 170 тенге (12,1 грн). При такой разнице в ценах немногие компании и частные лица смогут так дорого закупать российские нефтепродукты», – подчеркнул У. Карабалин.

Он сообщил, что правительство приняло решение вывести казахстанские НПЗ на максимальную нагрузку и при этом старается сохранить цены на ГСМ на нынешнем уровне.

«Принято решение не останавливать Шымкентский НПЗ на плановый ремонт, а перенести его на февраль или март, или апрель будущего года, чтобы обеспечить внутренний рынок горюче-смазочными материалами», – сказал чиновник.

По словам У. Карабалина, в текущем месяце на трех казахстанских НПЗ планируется произвести порядка 250 тыс. т бензина всех марок, из них бензина АИ-92 186 тыс. т, в то время как потребность рынка в таком бензине составляет 280 тыс. т.

«Сентябрь всегда был напряженным месяцем, но уборочная заканчивается, и те объемы дизельного топлива, которые были направлены на уборочную кампанию, скоро снова поступят на рынок. Думаю, проблему дефицита мы сможем снять», – сказал он.

Напомним, в августе страдающий от острого дефицита топлива Казахстан начал его закупки у российских компаний.

При этом, по мнению Казахской топливной ассоциации, нынешний дефицит был создан искусственно вследствие невыполнения операторами-ресурсодержателями своих обязательств в ожидании роста цен, о котором они, вероятно, знали заранее.

В Казахстане работают три крупных НПЗ – Атырауский, Шымкентский и Павлодарский, производство которых не покрывает внутренний спрос, в связи с чем страна вынуждена импортировать топливо из РФ. При этом в течение июля Павлодарский завод находился на ремонте. Завод в Шымкенте также планировалось в начале октября остановить на ремонт, что могло продлить дефицит до ноября.

В 2014 г. Казахстан планирует импортировать, главным образом из России, 1 069 тыс. т бензина и 600-650 тыс. т дизельного топлива. При этом производство страной автобензина в 2014 г. планируется на уровне 2,9 млн т, потребление – 4,2 млн т.

Друкувати

Коментарі

Увійдіть щоб мати можливість лишати коментарі

Увійти