У початок

Дефицит бензина в Казахстане продлится до ноября

Дефицит бензина в Казахстане может продлиться до ноября. Такое мнение высказал независимый эксперт в нефтяной отрасли Сергей Смирнов. Об этом сообщает портал Tengrinews.kz

«Я думаю, что до ноября ситуация с дефицитом бензина особо не улучшится. У нас в октябре будут уборочные работы. А еще в начале октября остановится на ремонт Шымкентский НПЗ. Поэтому оснований для оптимизма, честно говоря, я не вижу», – цитирует С. Смирнова казахский ресурс. 

Помимо сельскохозяйственного фактора независимый эксперт назвал еще ряд причин топливного дефицита в стране. Главная из них заключается в том, что казахские НПЗ способны обеспечить не более 60% потребностей внутреннего рынка; остальные 40% покрываются за счет импорта. Вторая причина – резкое подорожание импортного топлива (главным образом, российского). Это связано с обвалом тенге, девальвацией рубля и с тем, что российские поставщики работают с Казахстаном за валюту. Третья причина традиционна для постсоветского пространства – коррупция.

По словам С. Смирнова бензин казахского производства в настоящее время распределяется через акиматы (аналог украинских райдержадминистраций – прим. ред.). Эта процедура совершенно не прозрачна и к тому же выделяемого акиматам ресурса остро не хватает. Поэтому приближенные к акимам АЗС (аким – глава местного исполнительного органа власти в Казахстане, Кыргызстане и Узбекистане – прим. ред.) получают бензин регулярно и в достаточных количествах, в то время, как заявки остальных заправок удовлетворяются на 30-50%. 

Свою лепту в дефицит бензина внесло правительство Республики. Помимо прочего, оно обязало АО НК «КазМунайГаз» (КМГ) покупать российский АИ-92 по 125 тенге за литр (7,5 грн/л) и продавать по 128 (7,68 грн/л), т.е. работать себе в убыток. Ведь в «рекомендованную» правительством отпускную цену не заложены транспортные и операционные расходы, а также налоги. Между тем, фактическая стоимость российского бензина АИ-92 с учетом обязательных платежей должна составлять не менее 160 тенге/л (9,6 грн/л). Кстати, министр энергетики Владимир Школьник призывает жителей Казахстана бережней относиться к автомобильному топливу, активней использовать общественный транспорт и собирать попутчиков.

Из-за правительственной директивы даже государственная компания КМГ стремится минимизировать операции с российским бензином. Заставить же работать в убыток частные компании попросту невозможно. 

Друкувати

Коментарі

Увійдіть щоб мати можливість лишати коментарі

Увійти