Сеть АЗС «Укр-Петроль» – яркий пример роста региональной топливной компании в одного из крупнейших операторов рынка западного региона. В то же время информации о компании в прессе и интернете, скажем прямо, недостаточно. Свет на итоги деятельности уходящего года и планах сети на будущее OilNews пролил директор «Укр-Петроль» Андрей Томашук.
OilNews: Анализируя развитие вашей сети, сложно выделить какую-то четкую стратегию. Скажите, что определяет направление движения «Укр-Петроль»?
Андрей Томашук: Наша компания всегда отталкивается от возможностей, которые присутствуют в том или ином регионе. Идеальных мест под заправки на сегодня практически не осталось. Если в радиусе 50 км от хорошего места нет конкурентов – это на грани фантастики. Поэтому мы, главным образом, ориентируемся на места, где есть поток потребителей, а не просто отсутствуют конкуренты.
В географическом плане приоритетом развития сети по-прежнему остаются западные регионы. Но мы намерены серьезно работать в восточном направлении, поскольку главная задача компании на сегодня – стать общенациональной сетью АЗС, чтобы наши клиенты могли заправиться на АЗС «Укр-Петроль» в любой области Украины. Наша стратегия предусматривает размещение 30 АЗС в каждом регионе страны – такое количество станций мы считаем оптимальным для удовлетворения потребностей наших клиентов и хорошего финансового результата сети.
OilNews: С чем связано то, что в последние месяцы компания не импортировала нефтепродукты?
Андрей Томашук: Перерыв в импортных операциях связан с появлением известных всем компаний-льготников, которые уже растаможенным продуктом торгуют на порядок дешевле. Но в ближайшее время мы возобновляем самостоятельные поставки. В частности, планируем привезти зимнее дизтопливо и высокооктан Мозырского НПЗ.
«Укр-Петроль» заключает годовые контракты с белорусскими, украинскими и литовским НПЗ, которые не предусматривают жестких обязанностей с нашей стороны по объемам поставок. Мы производим закупки нефтепродуктов практически каждый день, и всегда отталкиваемся от цены и условий поставки именно в день закупки – где привлекательнее, там и берем. В последние два года львиная доля поставок пришлась на импорт, что вписывается в общие тенденции рынка нефтепродуктов Украины.
OilNews: Как в целом осуществляется снабжение сети в условиях большого географического разброса станций? Это централизованные поставки или компания закупает топливо мелким оптом на региональных рынках?
Андрей Томашук: Все поставки ресурса идут централизованно, самостоятельных закупок филиалы не производят. Все проходит через наш центральный офис во Владимире-Волынском (Волынская обл. – OilNews) и тут уже мы планируем дальнейшее снабжение сети.
Мелкооптовый рынок в качестве источника поставок нас не интересует. Как правило, покупки бензовозных партий происходят при форс-мажорных обстоятельствах. Но даже в таких случаях решение принимается в центральном офисе, а не региональным директором.
OilNews: Как вы оцениваете грядущее повышение акцизного сбора на нефтепродукты и возможное введение пошлин на их импорт? На ваш взгляд, как отразится на работе «Укр-Петроль» переход с импортных на украинские нефтепродукты?
Андрей Томашук: Повышение акцизного сбора, в целом, выглядит правильным и обоснованным решением. Однако здесь должна быть важная оговорка – чтобы этот налог платили все участники розничного рынка. При увеличении ставки акциза, ценовой разрыв между «плательщиками» и «неплательщиками» вырастет еще больше, что создаст еще более несправедливые условия на рынке.
С введением пошлин ситуация еще серьезнее. Если они будут введены, половина АЗС в Украине может попросту прекратить работу из-за утраты рентабельности. Другая половина будет вынуждена покупать ресурс у отечественного производителя, который, естественно, не сможет удовлетворить такой спрос.
В нашей компании будут рассмотрены все варианты дальнейшей работы сети АЗС, но переход на украинские нефтепродукты, безусловно, станет неприятным шагом как для компании, так и для нашего потребителя, поскольку произойдет существенная потеря в качестве.
OilNews: По нашим данным, в этом году «Укр-Петроль» сохранил реализацию за наличные, очевидно, благодаря минимальным ценам на топливо. Скажите, где в вашей системе координат находятся нынешние розничные маржи?
Андрей Томашук: На сегодняшний день при текущих закупочных ценах маржа находится практически на уровне нулевой рентабельности, поэтому в ближайшее время цены на АЗС должны продолжить свой рост, чтобы выйти на оптимальный уровень.
OilNews: По сравнению с предыдущими годами финансовый результат сети «Укр-Петроль» в 2010 г. лучше или хуже?
Андрей Томашук: Если брать в целом по году, то он практически не отличается от показателя в предыдущих годах. В последние же два-три месяца, финансовые результаты по сети АЗС нас совершенно не радуют. Причиной этому стали непрозрачные и нерыночные события, происходившие в нашей отрасли. Речь, как вы понимаете, идет о «Ливеле» и схемах импорта нефтепродуктов, которые она реализовывала.
Согласно слухам на рынке, компания продолжает свою работу, но уже в значительно меньших масштабах, чем раньше.
OilNews: Немалую долю продаж компании занимает дизельное топливо, преимущественно продаваемое за безналичный расчет. Как бы вы оценили состояние корпоративного сектора, как основного потребителя ДТ в Украине?
Андрей Томашук: В прошлом году объемы корпоративных продаж существенно снизились, и в текущем году они начали постепенный рост. Пикового уровня они еще не достигли, но в целом тенденция позитивная. Наиболее удачным периодом продаж нефтепродуктов за безналичный расчет было лето 2008 г., когда месячные объемы реализации достигали 2,5 тыс. т дизтоплива. К этому уровню мы сейчас и стремимся.
В целом по сети доля безналичных продаж тогда достигала 50%, но на сегодня этот показатель составляет около 40%. Определенных целей по достижению того или иного соотношения безналичных и наличных продаж у нас нет.
OilNews: Какие шаги по повышению конкурентоспособности вынуждена предпринимать компания в условиях нарастающей конкуренции?
Андрей Томашук: В первую очередь, это повышение качества услуг, предоставляемых на АЗС, а также поддержание стабильно высокого качества нефтепродуктов. Это работа с персоналом, увеличение ассортимента сопутствующих товаров и услуг на АЗС и поддержание максимально привлекательной для потребителя ценовой стратегии.
В ближайшие несколько месяцев мы планируем предпринять серьезные маркетинговые шаги, в частности, провести масштабную месячную акцию среди клиентов, с освещением в СМИ, как региональных, так и центральных. Кроме того, мы планируем запустить программу лояльности.
OilNews: Не задумывается ли компания над полным переходом на систему самообслуживания клиентов?
Андрей Томашук: Пока такой вопрос не рассматривается, но мы знаем, что некоторые сети начинают осваивать это направление. Откровенно говоря, я не понимаю такого подхода. Зачем в рамках одного бренда строить огромные комплексы с обслуживающим персоналом в 20-30 человек (включая все смены. – OilNews) и небольшие заправки с полной автоматизацией. Иными словами, компания должна придерживаться принятого формата бренда, а не качаться из стороны в сторону. Такой подход напоминает покупку «Мерседеса» и установку на него колес от «Запорожца».
OilNews: Как вы оцениваете перспективы сжиженного газа в качестве моторного топлива, и какие шаги предпринимаете в этом секторе?
Андрей Томашук: Значительный рост потребления данного вида топлива в последнее время говорит сам за себя – данное направление является перспективным. Что касается нашей компании, то сегодня у нас работают три газовые заправки в Киеве, а также три АГЗП на наших АЗС в Волынской и Одесской областях. Последние принадлежат сторонним компаниям, с которыми мы работаем по договору комиссии. От данного направления мы не отказываемся, но в самое ближайшее время расширять этот бизнес не будем.
Коментарии
Войдите чтобы иметь возможность оставлять коментарии
Войти