Заместитель генерального директора литовской компании Orlen Lietuva Артурас Лауцявичюс рассказал в интервью о проблемах европейских производителей нефтепродуктов на украинском рынке, а также изложил собственное видение его дальнейшего развития.
В течение последних 10 лет Мажейкяйский НПЗ, который ныне контролирует Orlen Lietuva, сменил трех владельцев. Сегодня вновь идут разговоры о продаже. Как это сказывается на работе предприятия?
Любой владелец хочет, чтобы завод работал, а работать он может лишь в том случае, если отвечает постоянно ужесточаемым нормам Евросоюза. Каждый владелец оставляет на предприятии полезный опыт и запоминается какими-то яркими моментами. Например, ребята в натуральных ковбойских сапогах из «Вильямса» (американская компания, контролировала НПЗ в 1999-2002 гг. – «ДЕЛО») переломили хребет нашему мировоззрению. Они научили нас ориентироваться на клиента, с тех пор первую скрипку играет департамент продаж. А производственники думают, как удовлетворить запросы потребителей. Когда-то было иначе: можем производить вот это, а вы попытайтесь вот это продать. Между собой мы шутим, что из нефтеперерабатывающей мы уже превратились в сервисную компанию: наша работа – обслуживать клиентов. Ну и могу вас заверить, что никакая смена владельца не изменит отношения к поставкам в Украину, так как здесь мы делаем бизнес и ничего более.
Как предприятие переживает вызванные кризисом непростые времена для нефтепереработки?
Как и подавляющее число НПЗ, мы ощущаем сильное снижение маржи переработки, в связи с чем этот год закончим с убытком. Для нас ситуация усугубляется тем, что мы вынуждены получать нефть с моря, так как трубопроводные поставки нефти из России прекращены в 2007 г.
Кризис заставил нас еще туже затянуть пояса. Мы фокусируемся на том, что умеем делать лучше всего – перерабатывать нефть и продавать нефтепродукты. Все остальное постепенно реструктурируем и выносим за скобки. Было непросто, но за три года сокращено около 800 человек, даже электрики и уборщицы на заводе выведены в аутсорсинг, экономия очень жесткая.
Второе направление – модернизация. Уже вложено около $1 млрд, в этом году, думаю, освоим еще $100 млн. Построена новейшая установка изомеризации, недавно пустили гидроочистку каталитического крекинга. Стандарт Евро-6 вводят в 2014 г., но мы уже сегодня можем выпускать продукт вообще без серы. Теперь решаем задачу увеличения эффективности, глубины переработки. Только так мы сможем выйти в прибыль фактически при любых условиях. У нас любят говорить так: «Мы хотим быть последними, кто выйдет из этого бизнеса». (Смеется).
В чем залог вашего успеха в Украине? Ведь по логистике и по цене в целом литовский продукт самый дорогой.
Наш конек – стабильность поставок и внимательное отношение к клиенту. Авария на заводе, блокада поставок нефти из России, смена владельца – ничто не влияет на своевременность и полноту выполнения наших обязательств перед партнерами. Санкции за нарушение условий договора прописаны очень четко, такое не практикуется ни в Беларуси, ни в Украине. Поэтому около 60-70% наших украинских объемов поставляются по долгосрочным договорам.
Второй аспект – качество топлива. Сейчас – это Евро-5, нужно будет выше – сделаем, хотите биодобавки – пожалуйста, отправить танкер в Африку или Америку по тамошним спецификациям – запросто!
Как вы восприняли инициативу украинского Минтопэнерго ввести пошлины на импорт нефтепродуктов и снова отсрочить ужесточение стандартов качества топлива?
Мы давно работаем на украинском рынке и с интересом за ним наблюдаем. Иногда на это просто больно смотреть. Каких только ноу-хау не было: безналоговые поставки, компоненты бензинов, существование нескольких валютных курсов одновременно… Судя по последним событиям, список еще рано заканчивать.
Отсрочка введения стандартов качества Евро-4 – это, безусловно, минус для потребителя и для рынка в целом. Нам понятно желание правительства Украины помочь НПЗ, но нельзя ограждать предприятия от конкуренции такими пошлинами и преференциями! Наоборот, это их погубит! Посмотрите на наш опыт: только жесткая рыночная среда заставляет нас совершенствоваться. При этом никакой защиты или помощи от государства мы не получаем. В определенной степени заградительной мерой в Литве является обязательство импортера замораживать 16% поставки сроком на год. Однако и мы являемся импортерами (нефти), поэтому также вынуждены держать этот стратегический запас, что является для нас большой проблемой.
Если пошлина в размере €120/т будет введена, топливо еврокачества станет недоступным для большинства украинских потребителей. Думаю, поставки бензина Евро-5 из Литвы существенно снизятся, так как наши украинские контрагенты не смогут продавать прежние объемы.
Коментарии
Войдите чтобы иметь возможность оставлять коментарии
Войти