Новый виток роста цен на нефть обостряет вопросы функционирования нефтеперерабатывающей отрасли и рынка нефтепродуктов Украины. Похоже, что диагноз украинским нефтеперерабатывающим заводам (НПЗ) поставлен – неконкурентоспособны. Кто в этом виноват: владельцы заводов, не вложившие необходимые средства в модернизацию; государство, не создавшее необходимых условий для этого, или зарубежные конкуренты, активно инвестирующие в развитие?.. В любом случае, можно говорить о том, что время упущено.
Как могла бы развиваться ситуация и какую нефтепереработку мы могли бы иметь сегодня, об этом можно судить по опыту наших белорусских соседей, а точнее – Мозырского НПЗ. За последние годы предприятие освоило больше инвестиционных средств, чем все украинские НПЗ вместе взятые. Постепенное улучшение качества продукции с выходом на выпуск бензина и дизельного топлива по стандарту Евро-5 вкупе с эффективной логистикой по отношению к Украине привело к устойчивому росту поставок белорусских нефтепродуктов. Между тем украинские нефтепереработчики обвиняют белорусов в недобросовестной конкуренции за счет получения дешевой российской нефти благодаря особым отношениям этих двух государств. В интервью
ZN.UA генеральный директор ОАО «Мозырский НПЗ» Анатолий Куприянов высказал свою точку зрения на происходящее, поделившись, таким образом, опытом, который может быть применен для восстановления украинской нефтепереработки с одновременным и безусловным соблюдением интересов потребителей.
Анатолий Александрович, на сегодняшний день в составе Мозырского НПЗ такой набор технологических установок, которого нет на всех НПЗ Украины вместе взятых. Однако вы продолжаете строить, в частности, начался процесс создания установки гидрокрекинга стоимостью $950 млн... Зачем вам все это, если технически вы уже намного опережаете конкурентов?
По итогам 2010 г. глубина переработки нефти на нашем заводе составила 72%. Почти 30% – это мазут, который продается по низкой цене внутри страны или на экспорт. С помощью новой установки мазут или гудрон мы сможем превращать в товарную продукцию с более высокой добавленной стоимостью – дизтопливо, сжиженный газ, вакуумный газойль. Условно говоря, вместо нефти мы сможем закупать в качестве сырья мазут, которого на рынке очень много. Поймите, с глубиной переработки более 90% мы будем конкурентоспособны всегда, при любых условиях. Модернизация Мозырского НПЗ – это вопрос энергетической независимости нашего государства.
К вопросу об эффективности. С какой целью наращивается технологический потенциал завода в контексте улучшения качества топлива, ведь существующие на НПЗ мощности уже позволяют работать в рамках стандарта Евро-5?
Мы хотим создать задел на будущее, нужно быть готовыми к перспективным стандартам качества, если они будут ужесточаться. Сейчас мы строим установку гидроочистки дизтоплива, которая будет выпускать продукт практически вообще без серы. Она уникальна, в мире таких установок всего несколько. По моим оценкам, завод будет иметь запас прочности по качеству дизтоплива минимум до 2020 г.
Достаточно сложным продуктом в плане производства является бензин. Сейчас на постсоветском пространстве нет НПЗ, готовых к выпуску всего объема бензинов по Евро-5. Мы тоже движемся к этому поэтапно. В 2004-м запустили установку каталитического крекинга, в 2008-м – алкилирование, в прошлом году – гидроочистку бензинов каталитического крекинга. В этом году, надеюсь, запустим изомеризацию. В III квартале начнем строить еще одну комбинированную установку по выпуску трех высокооктановых компонентов (МТБЭ/ЭТБЭ, ТАМЕ и димерсол). Ее запуск в 2013 г. позволит нам полностью перейти на производство бензина Евро-5.
Кроме того, и другие продукты мы переводим на евростандарты. Это, в частности, сжиженный газ, который мы успешно реализуем в Польше и частично в Украине. Недавно мы также сертифицировали битум, и когда весной запустим битумную установку (в зимний период не эксплуатируется. – OilNews.), продукт будет соответствовать евростандартам. Таким образом, к 2013-му вся выпускаемая в Мозыре товарная продукция будет сертифицирована по евростандартам.
Более 40% акций Мозырского НПЗ принадлежат российским нефтяным компаниям, в том числе ТНК-ВР, столько же – государству Беларусь. Скажите, как удается на протяжении стольких лет убеждать акционеров направлять всю прибыль на развитие? В Украине государство при любом удобном случае пытается вытащить дивиденды из предприятий, да и «частники» еще не особо привыкли играть «в длинную»…
Разумному хозяину важно, чтобы курица несла много яиц и делала это как можно дольше. В интересах государства, чтобы производство работало равномерно и долго, уплачивая налоги и принося прибыль. Модернизация – это увеличение финансовых поступлений в государственную казну. Представьте, сколько дополнительных налогов поступит в бюджет благодаря тем вложениям, которые мы инвестировали в течение последних 6 лет. Включая текущий год, еще около $1,11 млрд будет вложено в основной капитал до 2015 г. Понятен и интерес частных акционеров, ведь стоимость их пакета акций пропорционально увеличивается. Поэтому за реинвестирование прибыли завода в развитие на собраниях акционеров «за» голосуют и государство, и российские акционеры.
Модернизация должна вестись постоянно, остановка этого процесса недопустима. Мы модернизируемся 10 лет и, как результат, способны эффективно работать даже в самых неблагоприятных условиях. Государство выступает мудрым хозяином, который знает, что предприятие надо хорошо «кормить», чтобы получить стабильного налогоплательщика. Думаю, если бы мы в 1999-м не встали на путь модернизации нашей нефтепереработки, то сегодня нам пришлось бы очень туго.
Собственно, сегодня мы и наблюдаем такую картину в украинской нефтеперерабатывающей отрасли. Большинство НПЗ в Украине были проданы частным компаниям, существенная госдоля осталась только в Кременчугском НПЗ. Как вы считаете, что должно сделать государство, чтобы помочь отрасли, которая переживает не лучшие времена, как и вся европейская нефтепереработка?
Могу сказать одно: без участия государства поднять нефтепереработку тяжело. В нашем случае, помимо готовности государства реинвестировать прибыль в модернизацию, необходимо отметить еще один крайне важный момент, который позволил стартовать нашему активному развитию. В 1999-м государство предоставило гарантии возврата кредита в размере 92,5 млн. немецких марок. Эти совершенно фантастические по тем временам средства мы взяли у Германии с обязательствами приобрести немецкое оборудование. Если мне не изменяет память, Лисичанский и Одесский НПЗ вместе взятые были проданы Украиной российским компаниям за меньшие деньги. Мы весьма эффективно использовали немецкий кредит, модернизировали несколько технологических установок. Далее были госгарантии по сравнительно небольшому австрийскому кредиту под строительство установки висбрекинга ($10 млн). Кредитовали нас и акционеры, предоставившие на паритетных условиях $102 млн для строительства комплекса каталитического крекинга. Подтверждение правильности выбранного пути мы получили уже в 2004-2005 гг., когда заработали неплохие деньги и смогли быстро рассчитаться по всем займам. Очень успешными были для нас и последующие годы до кризиса.
Что касается роли государства в нефтепереработке, то мнений много, и они определяются состоянием того или иного рынка. Лично я считаю, что предприятиями, от которых зависит экономическая безопасность страны, должно управлять государство.
Ваши успехи по достоинству оценили украинские нефтепереработчики, обвиняющие Мозырский НПЗ в недобросовестной конкуренции или ценовом демпинге за счет получения дешевой нефти из России. Как вы можете это прокомментировать?
Мы с коллегами много обсуждали эту удивительную тему. Обратите внимание, все приводят в пример 2010 год, который как раз выдался для нас очень сложным. Начались поставки российской нефти с пошлиной, альтернативные поступления из Венесуэлы. По итогам прошлого года наша прибыль составила $30 млн. А ведь раньше мы работали в более комфортных условиях, закупая нефть до 2007 г. вообще без пошлин по внутренним ценам России. Тогда почему-то это никого в Украине не волновало! И, на мой взгляд, потому что украинский рынок был переполнен некачественным топливом, «бодяжили» много, наш бензин А-92 продавался зачастую как А-95. Это было время низкокачественной продукции, соответственно, и низких цен. Заметьте, тогда украинские НПЗ покупали нефть по мировым ценам, и их все устраивало.
Сегодня, когда цены крайне высоки, мы имеем в корзине переработки дорогие сорта нефти, платим российскую экспортную пошлину на нефтепродукты, – начинаются какие-то разговоры о демпинге со стороны Беларуси. При этом все наши объемы реализуются через открытые электронные торги с участием десятков компаний из СНГ и Европы. О каком демпинге может идти речь? Иногда просто смешно, ведь некоторым нашим конкурентам, похоже, уже не нравится само географическое положение Мозырского НПЗ, который ближе к Киеву, чем украинские
НПЗ.
В таком случае, какова ваша версия происходящего?
Мне кажется, что некоторые участники рынка стремятся во что бы то ни стало удержаться на нем, причем с минимальными затратами. Фактически это желание сохранить рынок низкокачественного продукта.
Три года назад Киев меня буквально поразил. Если честно, я и представить себе не мог, какими темпами развивается Украина, как преобразился топливный рынок, какие автомобили ездят по столичным дорогам! И если раньше наш высококачественный продукт не интересовал ваших трейдеров, да и был не так важен для потребителя, то теперь мы востребованы – рынок изменился! Если ранее было много «бодяжной» продукции по низким ценам, то сегодня людям нужно качество! Благодаря качеству, мы заняли серьезную нишу. Думаю, потребитель доволен качеством нашего продукта. И если нас вытеснят, придут другие. А если не придут, то снова потечет на рынок топливо низкого качества. Разве в этом перспектива для рынка, для потребителя, для страны? Уверен, даже если пошлины введут, это ненадолго. Украина – европейское государство, она не может себе позволить стать страной третьего мира.
Однако владельцы НПЗ в Украине говорят, что с помощью пошлин они смогут нарастить переработку и модернизировать свои производства для выпуска продукции уровня Евро-4 и Евро-5 в кратчайшие сроки, за год-два…
Давайте сразу разделим два аспекта – качество нефтепродуктов и эффективность переработки нефти как бизнеса. Все разговоры о том, что если будут созданы какие-то условия, то с тем же набором технологических установок заводы будут готовы эффективно работать, – пусты. Это неправда. С трудом, но могу согласиться, что можно достичь качества уровня Евро-4.
Вероятно, кто-то сможет выпустить определенные партии Евро-5, но промышленно производить эту марку не получится. А теперь самое главное: заводы не перестанут быть убыточными! Скажу больше, они только усугубят свое положение, так как потратят деньги на качество, но продавать продукты дороже, чем сегодня, не смогут. При такой цене на нефть нужны новые процессы по углублению переработки. Проект любой установки, его согласование, госэкспертиза занимают полтора-два года, а ведь оборудование еще нужно изготовить и смонтировать. Быстро в этой отрасли ничего не происходит.
Далее, если обратиться к мировому опыту эксплуатации НПЗ в Америке или Европе, то заводы с мощностью менее 6 млн т нефтепереработки в год не имеют перспектив и вынуждены уходить с рынка. Работающих заводов с низкими мощностями в мире осталось очень немного. Будущее – за крупными предприятиями, которые имеют полный набор технологических объектов и выпускают продукцию соответствующего качества. Продукция должна отвечать высоким требованиям. Таким образом, при соответствующих вложениях уверенная перспектива есть только у Кременчуга и Лисичанска. Боюсь, у остальных украинских НПЗ такой перспективы нет.
Ситуация с украинскими НПЗ мне ясна: без инвестиций эта отрасль не живет. Я слышал, что один из крупнейших НПЗ вашей страны тратит на развитие около $20 млн в год. Для сравнения: Мозырский НПЗ только на текущие или плановые ремонты направляет в год не менее $45 млн. Эти деньги мы даже не учитываем в качестве инвестиций. А что такое $20 млн для крупного НПЗ, если, к примеру, одна установка гидроочистки бензина каталитического крекинга стоит $100 млн!
Коментарии
Войдите чтобы иметь возможность оставлять коментарии
Войти