В начало
Александр Залюбовский: Стабильность рынка сжиженного газа зависит от ситуации на аукционах

Александр Залюбовский: Стабильность рынка сжиженного газа зависит от ситуации на аукционах

На старте 2010 г. стабильность на рынке сжиженного газа в очередной раз была нарушена, причина тому – новые сбои на аукционах Украинской аграрной биржи. На этот раз, после внесения изменений в регламент торгов в декабре 2009 г., правительство обязало государственных производителей – «Укрнафту» и «Укргаздобычу» – выставлять на спецаукционы все доступные у них объемы пропан-бутана.
Этим воспользовались неожиданно возникшие новые участники спецаукционов, не имеющие ничего общего с заправкой бытовых баллонов. Псевдооблгазы забрали на себя все объемы льготного газа, оставив производителей без прибыли. Непривлекательная перспектива заставила «Укрнафту» и «Укргаздобычу» искать пути в обход спеаукционов, что аукнулось рынку сбоями в поставках и исчезновением какой-либо ясности.
 
Рассказать о том, как отразилась описанная выше ситуация на участниках украинского рынка сжиженного газа, а также ответить на другие актуальные вопросы пропан-бутановой отрасли OilNews попросил Александра Залюбовского, директора компании «Пропан-Сервис» и главу совета Украинской ассоциации сжиженного газа (УАСГ).
 
 
Александр Николаевич, рынок сжиженного газа был серьезно дестабилизирован ситуацией на специализированных аукционах. Что, по вашему мнению, послужило основной причиной произошедших в начале года событий?
 
В январе и феврале все трейдеры жили в ожидании аукционов, но дата их проведения и выставляемые объемы были неизвестны. Общий баланс газа в стране находился на нормальном уровне, но каким образом происходило его распределение – было непонятно. Ранее аукцион проводился один раз в декаду, и выставлялся определенный ресурс (скажем, до 10 тыс. т), а в первые два месяца 2010 г. аукционы проходили один раз в месяц. Кроме того, в разы увеличились объемы, реализуемые облгазам. Но мы все понимаем, что далеко не весь этот ресурс шел на нужды населения, большая часть его использовалась для коммерческих целей.
 
Решением данной проблемы мы занимались с начала этого года. От лица ассоциации мы обращались во все компетентные инстанции, законодательные и исполнительные, которые должны заниматься контролем проведения аукционов.
 
 
Как сбои аукционов сказались на рынке газа?
 
Стоит отметить, что злоупотребления присутствуют как со стороны продавцов, так и со стороны покупателей. Конфронтация двух сторон приводит в первую очередь к затоварке на заводах, ведь мощности для хранения газа достаточно ограничены. В таком случае производитель вынужден избавляться от ресурса в срочном порядке. Создав такие условия, недобросовестные игроки рынка потом пользуются затруднительным положением производителей, заставляя их сбывать газ подешевле. В итоге начинается лихорадка: цены скачут, заводы работают на грани остановки производства, ресурса становится меньше…
 
Ежедекадное проведение аукционов позволяло заводам работать в нормальном режиме, а участникам рынка – прогнозировать хотя бы ближайшую перспективу.
 
В 2009 г. мы стали зависеть от импорта газа, который ежегодно увеличивается в разы. Но компании, которые везут импорт, играют по своим правилам: выставят они на продажу весь ресурс, или придержат его – никому не известно. Непрозрачность ценообразования ресурса крайне негативно сказывается на сотрудничестве с поставщиками газа в Украину (Беларусь, Россия, Казахстан), которые хотят видеть годовые контракты, с оплатой, с условиями отгрузки определенных объемов.
 
А как контрактовать импортный газ, когда не знаешь, что будет с украинским ресурсом? В 2009 г. были случаи, когда импортный газ контрактовался дешевле, чем на аукционах, а приезжал на ГНС уже в минус 800-900 грн.
 
Таким образом, главное проявление сбоев на аукционах – густой туман на рынке.
 
 
Когда ожидается решение этой проблемы?
 
Ассоциация обратилась во все органы власти и контролирующие структуры. Пока окончательное решение не принято, и проблема остается актуальной, однако в данное время ведутся несколько расследований, и мы надеемся, что вскоре она будет решена.
 
 
Каким образом сегодня выглядит структура потребления газа в Украине?
 
В Украине на отопление и промышленные нужды идет около 15-20% баланса сжиженного газа страны, остальные 80-85% – это газ для заправки автотранспорта. Но, отмечу, это наша собственная статистика. Впрочем, других цифр нет.
 
 
Какова динамика потребления за последние несколько лет?
 
Потребление за три-четыре года увеличилось два раза: с 450 тыс. т. в 2004 г. до 812 тыс. т в 2009 г. При этом в 2004 г. газовые заправки занимали в этом объеме около 60%, а к 2009 г. розница выросла в балансе до 85%.
 
Сжиженный газ – это социально востребованное топливо, и не только в Украине. Например, в Польше потребление газа с 1986-87 гг. до 2006 г. выросло вчетверо – с 300 тыс. т до 1,2 млн т.
 
В Украине на автогаз приходится порядка 700 тыс. т в год, и эта цифра продолжает расти. Должен отметить, что переоборудование транспорта продолжается, хотя и не теми темпами, которыми растет количество газовых заправок.
 
 
Есть ли у вас данные по численности АГЗП в Украине сегодня?
 
Как и в случае с объемами потребления, статистики по количеству АГЗС в Украине нет. По подсчетам Украинской ассоциации сжиженного газа можно говорить о полутора тысячах газовых заправок. Основной рост за последние годы пришелся на брендовые сети АЗС, которые раньше смотрели на рынок сжиженного газа со стороны, сдавали место на АЗС другим игрокам рынка. Сейчас они занялись реализацией сжиженного газа самостоятельно. Хотя, если о покупке или строительстве АГЗП они представление имеют, то о специфике хранения, структуре доставки – пока не особенно.
 
 
Видны ли сегодня предпосылки для дальнейшего роста рынка?
 
Как и раньше, главным условием роста является цена газа, которая не должна превышать 50% цены А-95. И тут есть один немаловажный нюанс: если в 2007 г. выгода от газа составляла до 2 грн на литре (около 50% от цены А-95. – ON), то сегодня это около 4 грн. Стоимость оборудования так сильно не изменилась, а это значит, что сроки окупаемости сократились. Этот фактор однозначно ведет к росту потребления газа. Так что динамика ожидается положительной.
 
 
Насколько известно, ваша компания всегда уделяла большое внимание вопросам транспортировки сжиженного газа. Какие тенденции наблюдаются сегодня в этой отрасли?
 
Нужно отметить, что к концу 2009 г. понимание участников рынка относительно перевозок газа немного изменилось. Ранее преобладал автотранспорт. Цена отгрузки с завода ж/д транспортом всегда была ниже, чем автомобильным, на 150-200 грн. Однако при поставке в радиусе 350 км со всеми соответствующими расходами (ж/д тариф, услуги ГНС и доставка конечному потребителю) цена оказывалась выше приблизительно на 250-300 грн. Если идет речь о транспортировке на расстояние больше 300-350 км, то ж/д транспорт становится более конкурентноспособным.
 
Производители осознали наличие такого перекоса, и сегодня скидка на условиях продажи с отгрузкой ж/д транспортом составляет в среднем 400 грн по сравнению с самовывозом автотранспортом. Поэтому перевозки ж/д транспортом в последнее время заметно активизировались.
 
Оживить железнодорожный транспорт также обещает новшество в отрасли, которое ожидается в следующем году. Согласно принятому в 2008 г. постановлению Кабмина, с 2011 г. транспортные средства, перевозящие груз под давлением (в т.ч. сжиженный газ), должны соответствовать европейскому техрегламенту. От 30% до 50% большегрузных газовозов, курсирующих сегодня по дорогам Украины, по этому регламенту являются лишь емкостью для хранения сжиженного газа, а не для его перевозки. С вступлением новых правил на заводах возможно ограничение на налив сжиженного газа в газовозы.
 
А потому в следующем году возможен дефицит автотранспорта для перевозки сжиженного газа и, соответственно, повышение спроса на ж/д цистерны.
 
Очевидно, что компаниям, располагающим своим парком газовозов, придется привести их к новому техрегламенту.
 
Другими словами, застоя на рынке сжиженного газа в ближайшие годы не предвидится.
Печать

Коментарии

Войдите чтобы иметь возможность оставлять коментарии

Войти