Украинский рынок нефтепродуктов — один из самых динамично развивающихся и конкурентных. Более десятка брендовых сетей АЗС, множество средних и мелких операторов, оптовые импортеры, отечественные производители. Ни одна европейская страна не может похвастать таким количеством и структурой участников рынка.
Чтобы конкурировать, компаниям приходится все время что-то улучшать: качество топлива и сервиса, безопасность инфраструктуры, программы лояльности, а также развивать дополнительные услуги на АЗС (магазины, СТО, рестораны, химчистки и т.п.).
Вместе с тем украинский рынок нефтепродуктов — один из самых скандальных и рискованных для серьезных инвестиций. Попытки искажения конкуренции на этом рынке происходят регулярно начиная с 2000 г. Свой вклад в этот процесс вносят как недобросовестные игроки, так и государственные структуры.
Парадоксальная ситуация: в фокусе внимания Антимонопольного комитета Украины (АМКУ)постоянно находятся компании, работающие прозрачно и законно, предоставляющие потребителям и контролирующим органам (в том числе и АМКУ) всю необходимую информацию о своей деятельности.
Цены на топливо у них примерно одинаковые, поскольку на бизнес всех этих операторов в равной мере влияют одни и те же объективные факторы (уровень оптовых цен на импортное топливо, налоговая нагрузка, курс национальной валюты к доллару США и евро и т.п.). Регулятор называет это “сговором” и старательно пытается “повлиять”.
В ЕС контролирующие органы в первую очередь интересуются теми, у кого цены существенно ниже рыночных. Исследование такого поведения должно быть приоритетным и в работе украинского антимонопольного ведомства.
Ведь у всех игроков примерно одни и те же источники поставок, в стране действует одна система налогообложения, соответственно, разброс розничных цен не может быть настолько серьезным, ведь никто не станет работать себе в убыток, чтобы привлечь клиента.
Не надо быть экономистом, чтобы понять, за счет чего образуется разница в себестоимости — использование теневым схем. Это контрабанда и производство фальсификата, продажи без уплаты налогов, создание инфраструктуры без отвода земли и серьезных инвестиций в строительство автозаправочных станций, как того требуют законодательство, нормативы и правила по безопасной эксплуатации нефтебаз и АЗС.
По оценкам экспертов, еще одной проблемой для развития конкуренции является отсутствие единого недискриминационного подхода ко всем без исключения участникам рынка. Например, синхронную смену розничных цен на почти трети всех АЗС страны, которые относят к группе “Приват”, при наличии у них единого процессингового центра для безналичных расчетов за топливо и единого поставщика нефтепродуктов, к сожалению, АМКУ оставляет без надлежащего внимания уже более десятилетия.
При этом указанная группа АЗС, по данным экспертов, по итогам 2016 г. занимала монопольное положение в большинстве областей Украины. Проводимая раз в полгода смена юридических лиц — операторов этих АЗС свидетельствует о попытках уйти от ответственности. К сожалению, на подобные нарушения законодательства о защите экономической конкуренции, признаки которых вполне очевидны, АМКУ пока должным образом не реагирует.
Конкуренция — это когда все работают в равных условиях, ко всем применяется одинаковый подход со стороны контролирующих органов. Мы открыты для диалога. В 2012 г. крупные легальные игроки, входящие в нашу Ассоциацию, подписали Меморандум с АМКУ и обеспечили разработку специальной системы электронной отчетности, используя которую предоставляют конкурентному ведомству всю необходимую информацию вот уже более пяти лет.
Мы готовы эту систему усовершенствовать при необходимости. Участникам Нефтегазовой ассоциации Украины нечего скрывать. И другие компании могут присоединиться к этой системе. Но вот присоединятся ли — вопрос открыт.
Мы хотим жить в процветающей, успешной Украине, хотим, чтобы конкуренция на нефтегазовом рынке была честной, условия для всех игроков — равными, а клиент голосовал кошельком, делая выбор между легальными игроками.
Коментарии
Войдите чтобы иметь возможность оставлять коментарии
Войти