У початок

Кто зарабатывает на нелегальных заправках


Артем Куюн, "Консалтинговая группа А-95"

Нередко можно встретить бравые рапорты Фискальной службы о том, как где-то в Черниговской или Херсонской областях в результате спецоперации была «накрыта» нелегальная АЗС.

Что сказать, дело нужное. Но есть все основания утверждать, что если бы налоговики делали свою работу повсеместно и добросовестно, такие сообщения появлялись бы каждый день. Но самое интересное, что такой поток новостей мог бы минимум на полгода обеспечить один Киев. Именно здесь сконцентрирована основная масса нелегальных заправочных станций. Речь о несметном количестве «наливаек» сжиженного газа.

Заправляясь на отдельно стоящем газозаправочном пункте (АГЗП), попросите заправщика дать чек на нужную вам сумму, приготовив на эти цели 10 гривен. Заправились на 100 грн, а отчитаться нужно на 200? Будь ласка! На 300? «Велкам!», – скажет вам заправщик, укладывая деньги за газ в свою жилетку или напоясную сумочку.

Как вы думаете, отпустили бы вам фиктивно 10-15 литров газа, если бы потом с каждого литра пришлось заплатить 1,2 грн налога? По сути, кассовый аппарат на такой заправке – обыкновенный принтер, не отягощенный связями с ГФС.

Именно поэтому слезы мешают говорить, когда смотришь на официальную отчетность по розничной реализации сжиженного газа. Например, если в 2015 году по оценкам консалтинговой группы А-95 автомобилисты потребили не менее 950 тыс. т пропан-бутана, то официальная отчетность говорит о 540 тыс. т.

Ряды так называемых киевских дырочников (по месту расположения, почти в каждой дырке в заборе, именно поэтому их также иногда называют подзаборниками) насчитывают от 150 до 250 станций. Это составляет больше половины всего рынка сжиженного газа, который оценивается в порядка 800 млн литров в год.

Борьба с нелегалами, которую развернули киевские власти в 2015 году, с громким треском провалилась. Если вкратце, то демонтируемые за нарушение правил градостроительства заправки через несколько дней возвращаются на места, как бабушки у метро. Но самое удивительное в том, что столичные власти пробуют подступиться к данной проблеме как угодно, кроме, казалось бы, самого действенного рычага – фискальной службы. В неофициальных беседах городские урядники говорят, что налоговики им не подчиняются, а соответственно и привлечь их к процессу борьбы с «газовыми» нелегалами сложно.

Понять сложно как мэрию, так и налоговиков. И вот почему: главная добыча нелегальных заправок – сбор с розничного оборота подакцизных товаров (пропан-бутан тоже к ним относится). В 2015 г. он составлял 5% от розничной цены (около 45 коп./л в среднем по году), а с 1 января 2016 г. абсолютизировался на уровне 0,042 Евро/л или порядка 1,2 грн/л. Важная деталь: бюджетным кодексом предусмотрено, что этот сбор был введен в рамках программы децентрализации и целевым образом направляется в местные бюджеты. С учетом новой ставки, потери столичного бюджета от «серых» заправок составят до 30 млн грн в месяц. Как видим, тут уже не вопрос благоустройства, а немалых денежных сумм, которые городские власти просто не хотят взять.

Что уж говорить о налоговиках, которые вечно жалуются на недобор денег в бюджет. На прямой вопрос «что делать?» руководитель ГФС Роман Насиров посоветовал мне обращаться на горячую линию и писать жалобы. А на что жаловаться-то? На то, что чек выдают уже после отпуска товара, а команду пистолету дает не касса, а кнопка на колонке?

Есть ощущение, что опыт «газовых» нелегалов сейчас активно начнут перенимать и «белые» сети, так как конкурировать им станет совсем сложно. Если раньше преимущество было 45 коп, то сейчас 1,2 грн/л (почти 15% от цены реализации). Отчетность некоторых известных сетей уже становится весьма подозрительной.

Откровенно удивляет то, что на протяжении всей истории Украины как независимого государства злоупотребления в сфере торговли нефтепродуктами были и есть, унося из бюджета огромные суммы. Учитывая обороты, неужели нельзя усилить контроль за заправками. Которые торгуют без налогов буквально под носом у налогового главка.

Друкувати

Коментарі

Увійдіть щоб мати можливість лишати коментарі

Увійти