У початок

Не беспокойте Игоря Мироновича!


Сергей Куюн, директор ООО "Консалтинговая группа А-95"

Законопроект депутатов Степана Ивахива и Ярослава Москаленко из фракции «Воля народа» «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины (относительно создания благоприятных условий для развития национального производства качественного топлива) стал полной неожиданностью для прогрессивной рыночной общественности. Фактически депутаты, один из которых является акционером сети WOG, предлагают отложить то, над чем упомянутая общественность работала весь прошлый год. Мало того, закон содержит внешне незаметные нормы, которые легализируют самое элементарное бодяжничество. У меня еще есть надежда, что авторы проекта осознают это не полностью.

Сразу хотелось бы отодвинуть предложение о снижении акциза на альтернативное топливо со 140 до 100 евро за тонну (со 120 до75 евро за 1000 л). Скажем так, вопрос дискуссионный, есть свои «за» и «против». Лично я не вижу ничего плохого в снижении ставки при усилении контроля за выпуском этих топлив. Сегодня их рецептура и качество на совести производителей, что является очень ненадежной опорой. (Какая совесть у БРСМ, которая ни копейки не дала семьям погибших в Василькове?) В целом этот вопрос было бы правильно вынести отдельным законопроектом. Хотя дальнейшее рассмотрение творения нардепов говорит о том, что внешне невпихуемая норма выглядит здесь весьма логично.

Идем дальше, поговорим об электронных акцизных накладных, срок ввода которых «Воля народа» хочет снести на лето. Текстовый запуск системы намечен на 1 марта, а с 1 апреля она должна заработать в обычном режиме. Зачем она нужна? Создается аналог электронного администрирования НДС, который отлично зарекомендовал себя. По словам Романа Насирова, главы Государственной фискальной службы, после 1 июля 2015 года, когда этот проект стартовал, ежемесячный сбор НДС сразу же вырос на 30%. А помните, сколько было критики и стонов: не сможем, не готовы, это бардак, мы все умрем! И что? Все работает. Но в отличие от ситуации с НДС по поводу электронных акцизных накладных даже никто не стонет и не жалуется. Во всяком случае, мне это слышать не доводилось. В свою очередь ГФС планомерно движется к внедрению системы, порядок внедрения системы уже передан на утверждение в правительство.

«Это (перенос сроков внедрения акцизных накладных – прим. автора) связано с необходимостью соответствующей доработки программного обеспечения субъектов хозяйствования для обеспечения автоматизированного обмена данными с Единым реестром», – пишут в своей пояснительной записке нардепы. Есть вопрос: с чего они это взяли? Почему, например, у ОККО, AMIC или Shell таких проблем нет, а у WOG, надо понимать, есть?

А теперь главное: вспомним, откуда взялась идея с акцизными накладными? Нужны они, чтобы убрать с рынка бодягу, которая в условиях падающего рынка поставила под вопрос само существование цивилизованных игроков. Не будем забывать и о бюджетных потерях от теневого рынка нефтепродуктов, которые «Консалтинговая группа А-95» по итогам прошлого года оценивает в 6 млрд грн (акциз и НДС). Объем «левого» бензина в свою очередь составил 20% рынка или около 500 тыс. т. Зачем оттягивать введение нормы, которая должна помочь добросовестным участникам рынка?

Но самая опасная вещь содержится в самом его названии – создание благоприятных условий для развития национального производства качественного топлива. Пардон, но о каком национальном производстве нефтепродуктов идет речь? Как известно, топливо производится на НПЗ, но ни в тесте законопроекта, ни в пояснительной записке нет ни слова о нефтепереработке. По тексту становится понятно, что речь идет о добавлении в бензин альтернативного топлива… Вот этот абзац: «Мировой опыт доказывает, что производство высококачественного моторного топлива и улучшение эксплуатационных свойств базового компонента нефтепродукта, изготовленного на нефтеперерабатывающем заводе, возможно путем добавления в состав (бензина) альтернативного топлива. Такой конечный продукт отвечает наивысшим показателям качества, а по характеристикам превышает бензин, который предлагают европейские производители».

Если проще, то авторы законопроекта утверждают, что производство нефтепродуктов на нефтебазе лучше поставок с НПЗ? Интересно, что об этом думают в Мажейкяе и Плоцке, откуда WOG много лет поставляет бензины и дизтопливо Евро-5, а с осени прошлого года еще и альтернативное спиртосодержащее топливо?

Но по-настоящему волосы на голове и в других местах заставляет зашевелиться другой абзац. Где говорится, что законопроект предлагает изменить порядок начисления налога на смесевые нефтепродукты.

«Плата определяется по объему топлива, уменьшенного на объем других подакцизных товаров (сырья), по которым был ранее уплаченный акцизный налог, независимо от ставки акцизного налога на такой объем и без пересчета акцизного налога, уплаченного из такого сырья».

Это означает, что депутаты предлагают полностью освободить от уплаты акцизного налога смесевые нефтепродукты, если при их производстве использованы исключительно подакцизные товары. Сегодня за такое смешение необходимо доплатить разницу между акцизом на конечный продукт и компоненты, использованные при этом смешении. Это в итоге делает бодягу экономически невыгодной. Чтобы экономика смеси была еще лучше, акциз на альтернативные нефтепродукты предлагается снизить до уровня прошлого года – со 140 до 100 евро/т.

А теперь давайте представим, что будет с рынком, если производство бодяги сделать законным? Давайте повезем прямогон, пентаны, ДЭПБК, стабилу, октановышающие присадки… Что будет с качеством? А сколько новых «васильковых» потенциально мы будем иметь?.. И что за рынок это будет?

Но самое непонятное, зачем это WOG? На что рассчитывает компания? На то, что обойдет своих именитых конкурентов? Только вряд ли это получится, так как конкурировать придется не с ними, а с бодяжниками, которые занимаются этим серьезно и давно, и которым все равно надо меньше для существования, чем WOG. Или Степан Ивахив рассчитывает обойти «Приват», который имеет мощный НПЗ и получит от этого законопроекта дополнительный запас прочности?

Но самое главное: о чистоте и силе бренда придется забыть. Навсегда. Стоило создавать его столько лет? Игорь Миронович, хорошо, что вы этого не видите…

Друкувати

Коментарі

Увійдіть щоб мати можливість лишати коментарі

Увійти