У початок
Заправщики с большой дороги

Заправщики с большой дороги

Спальные районы Киева за последние полгода-год изрядно пополнились объектами розничной торговли сжиженным газом. Это очень полезное явление, однако в столице оно в большинстве своем имеет нелегальный характер с вытекающими отсюда последствиями. Чиновники уже перешли от рассуждений к действиям, однако темпы разгона нелегалов пока оставляют желать лучшего.

В каждой дырке!

Площадки на автостоянках, АТП, гаражные кооперативы, высоковольтные ЛЭП, путепроводы, промзона, помойки… Какие только участки не пошли под застройку газовыми моноблоками (комплект из топливной колонки и резервуара), которые за это нарекли «подзаборниками».

По оценкам столичных властей, в Киеве около 380 АГЗП, из которых 250 — с серьезными замечаниями.

Букет стандартных нарушений велик. Самые серьезные — самозахват земельных участков, строительство в запрещенных местах, торговля без кассового аппарата, отсутствие каких-либо учредительных документов. Из этого вытекают ввод опасного объекта в эксплуатацию без согласований, неуплата налогов и незаконные врезки в электросеть.

Однако благодаря такому спектру «преимуществ» перед легальными участниками рынка такие АГЗП продают газ ощутимо дешевле, отбивая при этом скромные инвестиции в «железо» (250-300 тыс.грн.) в рекордно короткие сроки.

Вы откуда и куда

Благоприятные условия для ведения такого рода бизнеса в некоторой степени обеспечил объявленный мораторий на проверки малого бизнеса. Приличный заработок только удобрил почву для быстрого роста существующих нелегалов, а также появления новых. Даже поговорка в отраслевых кругах появилась: «Не знаешь, что делать, — продавай газ».

Какое-то время чиновники не замечали проблемы. Потом все же создали временную спецкомиссию, долго обсуждали, как заставить нарушителей работать легально, не задев при этом их прав. И только после печальных событий в Василькове начались реальные демонтажи. В список «первоочередников» попали 14 заправок, таких как «Барс-2000», «Авантаж-7», СТС, Evrogaz, а также несколько безымянных героев. Пока под снос пошли восемь станций из списка, а также две не запланированные ранее.

Сегодня отчетливо прослеживается антикампания в СМИ, радикальные рупоры которой кричат о переделе рынка, отжиме бизнеса и т.д. Более мягкие защитники призывают дать газотрейдерам время на устранение нарушений. По оценкам властей, около 80% горе-предпринимателей даже теоретически не смогут удовлетворить все законные претензии.

Стоит отметить, что строительные нормы в Украине действительно очень строгие и в ряде случаев морально устаревшие, поэтому в них не вписываются если не большинство, то очень многие заправки в стране. В случае же с нелегальными АГЗП мы имеем дело с откровенным криминалом.

Очевидно, что многие автолюбители, привыкшие заправляться на 70-80 коп./л дешевле, недооценивают риск. Тем временем опасность есть всегда. Например, рядом с уже, к счастью, демонтированной АГЗП «Барс» под Шулявским мостом в Киеве в феврале 2015 г. дотла сгорел киоск. Пожар был всего в нескольких метрах от заправки, владельцы которой незадолго до этого жаловались, что их заставили приобрести огнетушители.

По словам главы профильной комиссии КГГА Виталия Даниленко, в ближайшее время демонтаж продолжится: «Закончим этот этап, сразу же утвердим следующий список — там около 10 станций. И за три недели отработаем их. И так далее».

Процесс пошел, но темпы борьбы пока оставляют желать лучшего. Впрочем, это лучше, чем ничего, говорят страдающие от нелегальных конкурентов крупные операторы. По их словам, в среде «дырочников» уже даже начались междоусобные войны (ветераны давят новичков), но им все равно нужно помогать.

Друкувати

Коментарі

Увійдіть щоб мати можливість лишати коментарі

Увійти