У початок
Второе дыхание апстрима

Второе дыхание апстрима

Добыча нефти и газа, или сегмент upstream, — отрасль стратегическая. Но длительное время в Украине она стагнировала: властям было выгодно платить за газ “Газпрому”. В 2014 г. вектор изменился, теперь курс взят на энергетическую независимость.

В 2016 г. добыча газа в стране впервые увеличилась, пусть и всего на 0,5%. Зато за первое полугодие 2017 г. темп ускорился на 2,9%. Растут как частные компании, так и главный государственный актив — ПАО “Укргазвидобування”. Важная деталь: добыча увеличивается скорее вопреки, нежели благодаря государственной политике.

Результаты прошлого года были бы на порядок выше, если бы не 13%-ное падение показателей компании “Укрнафта”, которая недосчиталась 203 млн куб.м газа. В общей статистике это нивелировало прирост, показанный частными компаниями. Но цифры все равно радуют: на фоне сокращающегося потребления доля внутренней добычи в национальном балансе потребления увеличилась до более чем 60%.

В 2013 г. она составляла 42%.

Если по газу Украине удалось переломить нисходящий тренд, то по нефти и газоконденсату — нет. Снижение на 9% опять-таки “обеспечил” главный нефтедобытчик — компания “Укрнафта”, которая более десяти лет катится вниз.

Локомотив из госсектора

Компания “Укргазвидобування” обеспечивает 73% добычи газа в стране, соответственно, ее показатели во многом определяют общую динамику отрасли. В обозримом прошлом компания была разменной монетой в битвах властных кланов, что подразумевало выкачку из нее средств, но никак не их вложение в развитие. В этом году впервые ожидается прирост добычи, предположительно на 4%. Как этого удалось достичь?

В компанию просто начали вкладывать. Деньги появились после того, как стоимость природного газа повысили до более-менее рыночного уровня, а к управлению пришел новый менеджмент. С 2015 г. возросли темпы бурения, проводятся капитальный ремонт скважин и другие мероприятия для интенсификации притока газа. 

К примеру, за последние десять лет “Укргазвидобування” выполнила суммарно около 100 операций гидроразрыва пласта (ГРП). Столько же планируется выполнить в течение одного 2017 г. В прошлом году компания стала привлекать внешних подрядчиков для бурения, кап­ремонтов, ГРП, и ряд иностранных компаний начали завозить в Украину свое оборудование и открывать представительства. Ужесточение конкуренции в сегменте сервиса привело к снижению цен и повышению эффективности работы подрядчиков.

С добычей нефти и газоконденсата ситуация сложнее. Это сырье не столь политически мотивировано, как газ. Но в “Укргазвидобування” обещают удержать объемы прошлого года и достичь роста уже со следующего года.

Стабильный минус

Если “Укргазвидобування” смогли вывести из политических торгов, то “Укрнафта”, 50% акций  которой принадлежат НАК “Наф­тогаз України”, остается под патронатом олигархов, в частности Игоря Коломойского. Результат налицо: добыча нефти и газа снижается десять лет кряду, а деньги утекают “налево”.

Апогеем стал 2015 г., когда за три месяца из “Укрнафти” вывели более 14 млрд грн., после чего она стала крупнейшим должником госбюджета. Ее долг на июль текущего года составил 13,1 млрд грн. Поскольку основную часть долга составляет рента, с начала года ПАО “Укрнафта” не продлили лицензии на шесть месторождений, а это около 20% добычи.

Председатель правления компании британец Марк Роллинз заявил: “Если ничего не изменится, через два-три года можно будет говорить, что компания выйдет из бизнеса, перестанет быть игроком рынка, и это будет конец для нефтяной отрасли в Украине”.

Именно огромный налоговый долг стал причиной отказа в продлении компании лицензий. Это усугубило проблемы “Укрнафти”. Еще в феврале без учета остановки месторождений г-н Роллинз прогнозировал на этот год дальнейшее снижение добычи нефти и газоконденсата на 9% и газа — на 12,5%.

Крах всех производственных показателей — следствие многолетнего недофинансирования разведки и добычи. В 2016 г. компания инвестировала 510 млн грн., или чуть более 2% годового оборота. В конце прошлого года “Укрнафта” пролоббировала снижение ренты на нефть, обещая нарастить вложения до 2,5 млрд грн.

По прошествии полугода можно говорить, что планы оказались лишь планами. “Мы сейчас отстаем от нашего плана 

по инвестициям, — признавался в середине июня Марк Роллинз. — Не думаю, что сможем реализовать эту программу на 2,5 млрд грн., как планировалось”.

Частники теряют темп

Частные газодобытчики тоже не радуют. Если совсем недавно они стабильно росли на 15-40%, то в прошлом году прирост составил всего 6%.

“Динамика роста частных компаний снижается уже три года подряд. В первом полугодии 2017 г. она замедлилась вдвое по сравнению с показателем аналогичного периода прошлого года.

Можно предположить, что по результатам года она будет еще ниже, чем в 2016 г.”, — отметил исполнительный директор Ассоциации газодобывающих компаний Роман Опимах. Одну из проблем он видит в огромной ставке ренты на газовый конденсат (45% рыночной стоимости), что мешает двигаться вперед.

“В конце прошлого года парламент снизил ставку ренты только на нефть, оставив 45% на конденсат. В мировой практике нет такого, чтобы разница в налогообложении нефти и конденсата была двукратной. При экономическом расчете новых проектов газодобычи рента на конденсат играет существенную роль, что, конечно, ухудшает их привлекательность”, — пояснил он.

Доля частных добытчиков вследствие падения “Укрнафти” увеличилась в 2016 г. с 19% до 20%. Сейчас они обеспечивают чуть более 40% потребностей промышленности, пока единственной категории потребителей с полностью рыночными условиями работы.

Медленный парламент

Высокая рента на газовый конденсат — не единственное препятствие для добывающих компаний. Участники рынка сетуют на сложные разрешительные и согласовательные процедуры. Львиную долю этих проблем должен был решить законопроект #3096-д, предполагающий резкое упрощение процедуры землеотвода для строительства скважин и трубопроводов. Но парламент никак не удосужится его рассмотреть.

“Последние сессионные недели продемонстрировали, что важные для отрасли и, соответственно, всей страны законопроекты ставили в конец повестки дня. Не было никаких шансов на их рассмотрение. Осенью нужно возвращаться к практике отраслевых дней в парламенте и соответственно ставить законопроекты”, — отметила народный депутат Виктория Войцицкая, специализирующая на вопросах ТЭК.

Она также намерена настаивать на введении стимулирующей рентной ставки для новых газовых скважин в размере 12% (вместо общей в 29%). Эта поправка предлагалась в конце прошлого года, но перед вторым чтением изменений в Налоговый кодекс была отклонена. Тем не менее позже правительство поддержало идею льготной ренты, и ее введение будут продвигать уже с 2018 г.

Куда более серьезной проблемой является позиция местных властей в главном газодобывающем регионе — Полтавской области. Депутаты облсовета второй год отказываются согласовывать новые лицензии без увеличения отчислений газодобытчиков в местные бюджеты.

Эту проблему уже было решили: провели через Верховную Раду законопроект о перечислении на места 5% доходов от ренты с 2018 г. Но это не вдохновило Полтавский облсовет: “Укргазвидобування” получила от него за последние два года 58 отказов. А председатель облсовета Александр Беленький уже недвусмысленно заявил, что 5% ренты — это маловато.

Мол, вместо 29% общегосударственной ренты на места нужно отдать еще 5% сверху, т.е., по мнению председателя облсовета, всего компании должны платить уже 34%.

Несмотря на вал проблем, в отрасли царит оживление. Особенно это заметно в газовом трейдинге. В Украину пришли крупнейшие международные компании — Trafigura, MET Holding, Trailstone, а новости о получении лицензий на поставки газа поступают чуть ли не каждый день.

Первые шаги на рынке уже вызвали желание отдельных трейдеров повнимательнее изучить перспективы инвестиций в газодобычу. Если власти предпримут нужные действия, бум инвестиций ждет и эту отрасль.

Пока государство задекларировало цель достичь объемов добычи газа в 27 млрд куб.м в 2020 г. и даже утвердило соответствующую концепцию. К примеру, на текущий год правительство ожидает общего прироста добычи на 1,5% — до 20,3 млрд куб.м, что выглядит выполнимым, учитывая темпы, взятые ПАО “Укргазвидобування” и частниками.

Здесь все в одной лодке: и “Укргазвидобування”, и “Укрнафта”, и частные компании. Выход на самообеспечение газом в 2020 г. станет одной из крупнейших геополитических побед Украины.

БИЗНЕС

Друкувати

Коментарі

Увійдіть щоб мати можливість лишати коментарі

Увійти