У початок
Восстание переработки

Восстание переработки

Из семи НПЗ в Украине осталось два. Самочувствие последних вызывало тревогу, но в этом году ситуация улучшилась. “Укртатнафта” (Кременчугский НПЗ) и “Укргазвидобування” (Шебелинский ГПЗ) впервые за четыре года добились увеличения доли на рынке нефтепродуктов до 21%, или на треть. При комплексном подходе у этих производителей есть потенциал для обеспечения до 50% потребности Украины в моторном топливе. Но на пути к этому результату очень много “если”.

Резкое падение нефтяных цен в мире в 2014-2015 гг. сопровождалось столь же резким повышением маржи переработки. Все просто: цены на нефтепродукты снизились не так сильно. Для отечественных переработчиков ситуация сложилась еще лучше: цена на их продукцию устанавливается исходя из паритета импорта, который поступает с хорошими премиями.

Это также обусловлено небольшой долей внутреннего производителя. Но ситуация начала меняться, пусть и не так быстро, как хотелось бы. Объем переработки нефти в первом полугодии увеличился на 8% — до 1,35 млн т.

Основную роль сыграл Кременчугский НПЗ, который возобновил импорт азербайджанской нефти. Поддержку ему оказал Шебелинский ГПЗ, который смог перекрыть снижение поставок украинского сырья импортом из Казахстана.

Кременчуг: я тебя слепила…

Группа “Приват”, управляющая компанией “Укртатнафта”, заключила контракт с азербайджанской SOCAR на ежегодную поставку 1,3 млн т нефти. За первое полугодие завод принял 386 тыс. т каспийского сырья, отстал от графика, но все равно увеличил переработку до 1,1 млн т, нарастив выпуск бензинов и дизтоплива до 638 тыс. т (+15% к показателю 2016 г.).

Потенциал есть для принятия и больших объемов. Проектная мощность НПЗ — 18,6 млн т, по официальным данным — 7 млн т. Также предприятие благодаря несложным “косметическим” мероприятиям по модернизации смогло обеспечить качество продукции по стандарту Евро-5. Почему же тогда программа реализуется ни шатко ни валко?

Основная проблема — в сбыте. С момента рейдерского захвата в 2007 г. “Укртатнафта” была переориентирована исключительно на обеспечение сети заправок группы “Приват” — крупнейшей в стране (более 1600 станций, или 25% рынка).

В последние годы розничные продажи сократились на 20-30%, а увеличение загрузки завода дает избыточные объемы топлива, которые нужно кому-то продавать оптом. Этот рынок переполнен белорусским и российским топливом, а конкуренция строится на оперативности отгрузок, отсрочках платежей и удовлетворении прочих “капризов” покупателей.

Готов ли “прогибаться” под клиен­та “Приват” и готов ли рынок работать с “Приватом”, известным в стране и далеко за ее пределами своей непредсказуемостью? Весной этого года первые попытки найти желающих подписать долгосрочные договоры провалились, как будет дальше — посмотрим.

Самая болезненная тема — продажа бензина. Здесь, похоже, не обойтись без сотрудничества с крупнейшими сетями заправок, которые одновременно являются конкурентами на розничном рынке.

Ситуация конфликтная.

“Сейчас мы везем топливо из Литвы и Беларуси, а как мы объясним клиенту, что продаем такой же бензин, как на “Укрнафте” и ANP?” — говорит менеджер одной из “премиальных” сетей АЗС. По его словам, необходимо проследить и за стабильностью качества.

У “Привата” есть также вариант продажи прямогонного бензина в качестве сырья для запущенного в июне этого года завода “Карпатнефтехим”. По имеющимся данным, стороны изучают такую перспективу, но пока видимых результатов нет.

По уверениям менеджмента Кременчугского НПЗ, в 2018 г. завод готов принимать еще больше нефти — 1,8 млн т. С учетом нефти украинской добычи это позволит заводу принять более 3 млн т, чего здесь не видели с 2012 г. Подробнее говорить о дальнейших перспективах завода не позволяет его повышенная закрытость и секретность.

Например, с 2014 г. завод официально не отчитывается перед Минэнергоугля об объемах переработки сырья и выпуска продукции. Никто не знает, какие технические преобразования произошли на НПЗ за десять лет, которые “Приват” управляет предприятием. Точно известно одно — новые установки на заводе не появились.

Вся так называемая модернизация заключается в перепрофилировании действующих установок, что неизбежно сказывается на запасе прочности и производительности завода. Поскольку именно на потенциале Кременчугского НПЗ базируется перспектива украинской нефтепереработки, сложно спрогнозировать возможные параметры отрасли в будущем.

Полмиллиона Шебелинки

В 2016 г. Шебелинский ГПЗ начал производство топлив по стандарту Евро-5, что позволило заводу изменить известное отношение к себе как к некоему цеху по выпуску нефтепродуктов. Теперь основной проблемой является сырье.

“Укргазвидобування” искала его везде. В этом году удалось закупить 16 тыс.т нефти от казахстанского “Жаикмуная”. В июле законтрактовала 5 тыс. т азербайджанской нефти из запасов “Укртранснафти” и рассчитывает докупить еще 34 тыс.т этого сырья.

Также известно, что госкомпанию интересуют легкая азербайджанская нефть и иранский газоконденсат, который впервые привез к нам SOCAR. Разумеется, предприятие подбирает и все свободное сырье внутренней добычи, но возможности здесь ограничены.

Сергей Федоренко, директор по коммерческим вопросам “Укргазвидобування”, говорит, что в текущем году завод выйдет на объем переработки в 530 тыс. т. Это будет означать, что компании удалось оттолк­нуться от дна.

В этом году обращает на себя внимание снижение выпуска товарного бензина и дизтоплива.

Сергей Федоренко объясняет это конъюнктурой: “Мы производим то, что выгодно продавать. Сейчас ставка на нефтехимию, делаем прямогонный бензин и отправляем на экспорт. В 2017 г. мы реализовали международным трейдерам около 100 тыс. т нефтехимического сырья”.

Уже в 2018 г. Шебелинский ГПЗ переработает 550 тыс. т нефтехимсырья, утверждает г-н Федоренко. По его словам, основной расчет — на собственное сырье, ведь наращивание инвестиций в добычу уже дает результаты: недавно “Укргазвидобування” заявила о выходе на рекордные показатели производства газа за пять лет.

Параллельно компания “подтягивает” и технологические процессы. В 2016 г. заработала гидроочистка дизтоплива, позволяющая выпускать продукт стандарта Евро-5. В следующем году ее мощность возрастет с 120 тыс. т до 200 тыс. т.

Следующий шаг — наращивание выпуска бензинов. На финальной стадии — ­проект комплекса изомеризации, строительство начнется в следующем году. Это позволит переориен­тироваться с технологических на высокооктановые бензины и резко сократить потребление импортных компонентов (МТБЭ).

Памятники нефтепереработки

Каковы перспективы других НПЗ? В СМИ иногда можно встретить упоминания о Лисичанском и Одесском заводах, шансы на восстановление которых эксперты отрасли оценивают как близкие к нулю.

Одесский завод недавно был национализирован и будет передан Кабмину.

Техническое состояние НПЗ, его небольшая мощность, расположение в городской черте, отсутствие своего выхода к морю — это отнюдь не весь перечень проблем, заслоняющих его перспективу. И это если не принимать во внимание украинский инвестиционный климат, а речь идет о вложениях в сотни миллионов долларов.

Ненамного больше шансов и у ЛИНИКа, расположенного в 20 км от линии фронта. Завод ориентирован на поставки российской нефти, и на этом вопрос перспектив можно считать закрытым.

Но и мощностей Кременчугского НПЗ и Шебелинского ГПЗ достаточно для существенного наращивания рыночной доли производителей хотя бы до 50%. Это позволит повысить устойчивость системы обеспечения страны топливом и даст предприятиям возможность развиваться.

Однако на пути к этой цели слишком много препятствий. Преимущественно они связаны с непредсказуемостью будущего группы “Приват” и Кременчугского НПЗ. Положение бизнеса Игоря Коломойского крайне шатко, что заставляет его проводить очень консервативную инвестиционную политику, точнее — просто поддерживать завод на плаву. Учитывая это, серьезно рассуждать о перспективах отрасли невозможно.

БИЗНЕС

Друкувати

Коментарі

Увійдіть щоб мати можливість лишати коментарі

Увійти