У початок
В эпицентре кризиса

В эпицентре кризиса

В 2014 г. потребление бензина и дизтоплива сократилось более чем на 1 млн т (на 11%) — до 8,4 млн т, а в каждом месяце 2015 г. этот показатель уменьшается еще на 25-30% по сравнению с показателями прошлого года.

Основная причина тривиальна: рост цен вследствие девальвации гривны и падения промпроизводства, а также невозможность поставок топлива в оккупированные регионы Донбасса, где сосредоточены основные индустриальные мощности Украины. Ответом рынка на возрастающие проблемы стал рост теневого сегмента.

Топливный рынок можно разбить на продажу топлива через АЗС и на корпоративные продажи оптом. Из 8,4 млн т топлива в структуре сбыта в 2014 г. 44% пришлось на промышленность, остальное — на автомобилистов.

Что льют украинцы

В Европе дизельное топливо давно вытеснило бензины. Более экономичные и мощные дизельные двигатели совершили революцию. Сейчас начинает разворачиваться иная тенденция: европейские власти всячески стимулируют использование вместо дизтоплива сжиженного газа, биотоплива, электрической тяги и т.п.

В Украине процесс «дизелизации» только начал проявляться. Если посмотреть на предпочтения автомобилистов, то в 2013 г. на долю дизтоплива приходилось 40% реализации. В 2015 г., с учетом падения потребления, продажи дизтоплива на АЗС увеличились на 4%.

Показательно также, что у бензина А-92 есть своя стабильная целевая аудитория, за последние два с половиной года на его долю приходились неизменные 27%. К примеру, в соседней Белоруссии, из которой к нам приходит основная доля бензинов, реализация А-92 по сравнению с А-95 составляет около 70%.

Главным образом свои позиции теряет высокооктановый бензин А-95, его вытесняют дизтопливо, а также сжиженный газ, который бьет все рекорды привлекательности благодаря крайне низким ценам в 2015 г. Надо сказать, недовольство потребителя бензином марки А-95 отчасти оправданно: ее чаще других подделывают, соответственно, качество снижается, а расход растет.

Кусающиеся цены

Самым болезненным для рынка стал скачок цен, который и предопределил стремительное падение реализации. 80% топлива в Украине — это импорт. Следовательно, главным индикатором цен является курс национальной валюты. Вследствие девальвации гривны цены с начала 2014 г. взлетели вдвое, помешать этому не смог даже обвал мировых цен на нефть на 35-45%.

В пиковые дни валютного кризиса, которые пришлись на конец февраля 2015 г., бензины и дизтопливо подорожали втрое по сравнению с докризисным уровнем.

Почему нефть в мире подешевела, а бензин в Украине нет? Если сравнить цену на нефтепродукты на украинских АЗС в начале 2014 г. и сейчас по рыночному курсу доллара, то окажется, что они снизились пропорционально мировой конъюнктуре.

Соответственно, главной причиной подорожания стала девальвация, и положительного эффекта от глобальных трендов украинцы не ощутили (если, конечно, не считать того, что при таком курсе гривны и цене нефти на прежнем уровне в $100 за 1 баррель стоимость топлива в колонках достигала бы примерно 27 грн./л).

Впрочем, курс — не единственная составляющая, подстегнувшая цены на бензин и дизтопливо. Закупочная стоимость продукта за рубежом составляет всего 53-56% цены на АЗС (см. “Структура цены…”). Еще 34% — налоги. Акциз также установлен в валюте — в евро, и если его ставка на бензины выросла незначительно (на EUR2-4 за 1 т), то на дизтопливо в апреле 2014 г. — вдвое.

В самый тяжелый период, в феврале, когда цены на А-95 взлетели до 30 грн./л, участники рынка вышли к правительству с инициативой фиксирования акциза в гривне, что страховало бы цены от резких колебаний в период валютных скачков. Чиновники расставаться со стабильным валютным доходом не захотели.

Кроме того, 1 января 2015 г. был введен новый налог — с розничного оборота подакцизных товаров (для нефтепродуктов — в размере 5% от их стоимости на АЗС). По идее, он должен был поступать в местные бюджеты, но очень быстро стало понятно, что многие платить его не собираются.

Поэтому неудивительно, что в ряде регионов фискальные органы обнаружили нетипичное сокращение официальных объемов реализации нефтепродуктов через АЗС. Между тем при нынешнем уровне цен новый налог добавляет к цене более 1 грн./л.

Выйти из сумрака

В прошлом году в Украину было поставлено около 2 млн т бензинов, еще 665 тыс. т произвели украинские заводы. Вместе с тем потребление бензина оказалось почти на 650 тыс. т больше. Таким образом, около 20% нефтепродуктов возникло из ниоткуда — это вклад контрабандистов и кустарных производителей.

Первые месяцы текущего года говорят о том, что доля теневого рынка превысит 30%, так как армия чиновников не желает бороться с этим явлением и, что также очевидно, выступает получателем части прибыли от этого незаконного промысла.

* * *

При всей своей проблемности в Украине сформировался высококонкурентный и диверсифицированный рынок. Поставки ведутся с десяти внутренних и внешних направлений, что надежно страхует страну от самого нежелательно сценария — остаться без топлива.

 
Друкувати

Коментарі

Увійдіть щоб мати можливість лишати коментарі

Увійти