У початок
Регламент по-одесски

Регламент по-одесски

С начала 2018 года в Украине запрещен оборот моторных топлив экологического класса Евро-4. Но некоторые сети АЗС все еще продают данный продукт. В частности, как обнаружил enkorr, и одесская сеть «Катрал». В открытом письме изданию оператор подчеркивает, что реализация топлива данного класса не запрещена — его нельзя вводить в оборот. О том, как правильно трактуются действующие нормы Технического регламента, enkorr выяснял у экспертов.

В Интернете можно найти немало сообщений о продаже запрещенного продукта под видом бензина марки А-80 стандарта Евро-4, также как и названия сетей, которые этим промышляют. Но доказать незаконную деятельность не так просто: на официальных сайтах операторов информация о реализации этого вида топлива отсутствует.

О том, что в ассортименте одесской сети «Катрал» есть запрещенный для реализации бензин, сообщили пользователи Facebook. На фотографии стелы был указан прейскурант всех видов топлива, реализуемых на АЗС, в том числе и бензина А-80.

Собственник компании Александр Тарасенко в комментарии enkorr подтвердил, что А-80 присутствует на всех заправках сети «Катрал». На сайте компании enkorr нашел сертификаты соответствия и паспорт качества топлива. Согласно документам «Катрал» продает бензин А-80 Forvard производства ООО «Корвет СТ» (г. Харьков). 

Изучив их, главный аудитор органа по оценке соответствия «Промстандарт» Александр Лютый пришел к выводу, что этот продукт попадает под запрет, действующий с 1 января 2018 г. Эта информация была размещена на портале enkorr.  

После публикации материала, руководство одесской компании обратилось в редакцию с требованием опровергнуть информацию, назвав ее такой, «которая содержит в себе свободное и ошибочное толкование действующего законодательства и вредит деловой репутации сети автозаправочных станций «Катрал».

Приводим полный текст письма:

«1 августа 2013 КМ Украины принято Постановление №927, которым утвержден «Технический регламент о требованиях к автомобильным бензинам, дизельному, судовому и котельному топливу» (далее по тексту — «Регламент»). Пунктом 2:6 указанного Регламента установлено конечный срок введения в обращение автомобильных бензинов и дизельного топлива экологического класса Евро-4 — до 31.12.2017 года.

Пункты 3 и 4 Регламента содержат определения терминов.

Согласно п.3 Регламента «Оборот топлива на рынке — перемещение (транспортировка) топлива от производителя (импортера, поставщика) к потребителю или любые действия, связанные с транспортировкой, хранением, продажей».

В соответствии с пунктом 4 этого же Регламента установлено, что термин «введение продукции в оборот» употребляется в значении, определенном Законом Украины «Об общей безопасности непищевой продукции».

Закон Украины «Об общей безопасности непищевой продукции», а именно ч. 2. ст. 1 «Определение терминов», также включает отсылочную норму, которая указывает: срок «введения в оборот» употребляется в значении Закона Украины «О технических регламентах и ​​оценки соответствия».

Обращаем внимание на то, что Закон Украины «О технических регламентах и ​​оценки соответствия» в статье 1 дает определение: «введение в оборот — предоставление продукции на рынке Украины в первый раз».

Технические условия «Бензины автомобильные А-80 ТУ в 19.2-39987640- 001:2016» введено впервые 23.03.2016 года, то есть — до вступления в силу ограничительной нормой Регламента.

Сертификат соответствия UА1.174.0021008-17 на бензин марки А-80 класса Евро-4, согласно которому осуществляется реализация на АЗС бензина марки А-80 класса Евро 4, выдан 26.12.2017 года, то есть до вступления в силу ограничительной нормы.

Таким образом, реализация бензина марки А-80 класса Евро-4, изготовленного по ТУ У 19.2-39987640-001:2016 и сопровождаемым сертификатом UА1.174.0021008-17 от 26.12.2017 года, никаким образом не нарушает Регламента.

При реализации на АЗС речь идет про оборот топлива, а не введение в оборот.  Запрета оборота топлива экологического класса Евро-4 Регламент не содержит».

Прокомментировать письмо «Катрала» enkorr попросил технических специалистов. Их выводы таковы: оператор опирается на устаревшую терминологию; топливо было представлено на рынке уже при новой норме ТР, а следовательно, главный аргумент продавца опровергнут; и, что немаловажно, орган сертификации, который выдавал сертификат соответствия, потерял право это делать. 

Александр Лютый, главный аудитор органа по оценке соответствия «Промстандарт»:

«Терминология АЗС «Катрал» не в полной мере отвечает действительности, а именно согласно Закону Украины № 124-VIII от 15.01.2015 (Про технические регламенты и оценку соответствия) термины «введения в оборот», «предоставления на рынке» и другие заменяют термины, приведенные в «техническом регламенте по поводу качества автомобильных бензинов...»

Помимо этого, согласно паспорту качества на А-80,  топливо произведено в январе 2018 г., то есть оно предоставлено на рынке уже при действующей норме ТР. Следовательно, компания, которая представляет этот продукт, нарушает требования Технического регламента и других нормативно-правовых документов.

А по показателю «объемная часть бензола» бензин автомобильный не соответствует даже Евро-3, что вызывает вопрос: законно ли в 2016 году разработаны и зарегистрированы ТУ на бензин (на момент регистрации это норма была в ТР на топлива)?»

Сергей Котов, председатель Технического комитета Нефтегазовой ассоциации Украины:

«Технические условия на бензин автомобильный Forward A 80 Евро-4 ТУ У 19.2-39987640-001: 2016 были предоставлены ООО «Корвет СТ», которое расположено в Харьковской области 25.03.2016 года. Они выданы на год — до 24.03.2017 года. Оценку соответствия проводило МЧП «Карти».

Постановлением Кабинета Министров Украины от 1 августа 2013 №927 был утвержден Технический регламент о требованиях к автомобильным бензинам, дизельному, судовому и котельному топливам. Пунктом 26 этого Регламента установлен конечный срок введения в обращение автомобильных бензинов и дизельного топлива экологического класса Евро-4 до 31 декабря 2017 года, при этом содержание серы для бензинов Евро-4 должно быть  не более 50 мг/кг, а для Евро-5 — не больше 10 мг/ кг. Содержание бензола для бензинов Евро-4 и Евро-5 — не более 1%.

Министерством экономического развития и торговли Украины в соответствии с законами Украины «О стандартизации» и «О технических регламентах и ​​оценке соответствия» утвержден перечень национальных стандартов, добровольное применение которых может восприниматься как доказательство соответствия топлив требованиям Технического регламента о требованиях к автомобильным бензинам, дизельному, судовым и котельным топливам.

Учитывая вышеизложенное, ООО «Корвет СТ» должно было внести соответствующие изменения, или разработать новую редакцию ТУ У 19.2-39987640-001: 2016, что не было выполнено. Так, в данном паспорте качества №5 от 23 января 2018 на бензин автомобильный А80 Forward, произведенный согласно ТУ У 19.2-39987640-001: 2016, указано, что содержание серы составляет 50 мг/кг, то есть в пять раз превышает установленную норму для Евро-5, которая действует с 1.01.2018, а бензола — 2,16%, что превышает допустимую норму в 2,16 раза.

Указанный бензин не может быть реализован потребителям, поскольку не соответствует действующим нормативным документам о требованиях к автомобильным бензинам.

Сертификат соответствия от 26.12.2017 № UA1.174.0021008-17, выданный МЧП «Карти» (г. Одесса, ул. Канатная, 101), не может учитываться при рассмотрении соответствия или несоответствия бензина, поскольку сам орган сертификации, то есть МЧП «Карти», потерял право на проведение сертификации на соответствие требованиям Технического регламента».

История с продажей запрещенного топлива в Одессе — это еще одна характерная иллюстрация того, чем живет рынок. Для многих игроков закон не писан, а если и писан, то допускается вольное прочтение. И даже Технический регламент трактуется так, как выгодно. Если есть спрос на неэкологичный дешевый вид топлива, значит его можно продолжать продавать.

С другой стороны, дешевые «евробляхи», заполонившие украинские дороги, загрязняют экологию на любом топливе: двигатели такие, что и на продукте класса Евро-5 выбросы такие же, как на Евро-3. Но государство, которое призвано контролировать стандарты качества, в том числе и экологические, этого упорно не делает.

Однако общественный контроль — это то, что может изменить ситуацию, enkorr вместе с пользователями соцсетей продолжает следить за ситуацией.

Друкувати

Коментарі

Увійдіть щоб мати можливість лишати коментарі

Увійти