Сеть автозаправочных станций “БРСМ-Нафта” имеет противоречивую известность. С одной стороны, она — один из крупнейших игроков рынка национального масштаба, с другой — прочно ассоциируется с одиозным Эдуардом Ставицким, мощным функционером эпохи Виктора Януковича. Негативный шлейф тянется за “БРСМ” еще и после двух крупнейших в истории Украины техногенных аварий на объектах нефтепродуктообеспечения — взрыва на АЗК в Переяславе-Хмельницком и пожара на нефтебазе в Василькове.
Недавно выяснилось, что Революция достоинства и последующие взрывы вызвали еще один процесс — раскол между бывшими акционерами сети Эдуардом Ставицким и Андреем Бибой. Распад одной из крупнейших сетей может иметь интересные последствия для рынка
Когда в 1995 г. на заправке в Таценках на Обуховской трассе Биба впервые повесил бренд “БРСМ”, Ставицкий картошкой на базаре торговал”, — говорит человек из окружения основателя сети Андрея Бибы, пожелавший остаться неназванным. Скорее всего, это преувеличение.
В официальной биографии будущего министра экологии, а позже топлива и энергетики в правительстве “Партии Регионов” говорится, что с 1994 г. он трудился в АО “НПО “Экологическое топливо Украины” (г. Александрия, Кировоградская обл.), которое занималось производством биоэтанола на мощностях ГП “Укрспирт”.
И эти увлечения молодости впоследствии найдут отражение и в работе “БРСМ” в том числе: эта сеть одной из первых в стране начала продажу спиртосодержащих топлив на своих АЗС. Но Эдуардом Ставицким тогда двигали не вопросы сохранения окружающей среды, точнее — не только они.
Связанные с ним фирмы “Тетерев-Нафта”, “Васильков-Нафта” и “Киев-Нафта” прозвучали на весь топливный рынок в начале “нулевых”. Компания занималась производством смесевых бензинов, которые облагались льготным акцизом.
За короткое время через эти фирмы начал продаваться весь бензин крупнейших украинских производителей — Лисичанского и Кременчугского заводов. Точно сказать, был ли это смесевой бензин, сложно, доподлинно известно только то, что налоги с него платили слабо. Об этом заявил тогдашний Президент Украины Леонид Кучма, посоветовавший владельцам НПЗ заканчивать эти игры. Те прислушались.
Привычка выпускать смесевое топливо также найдет отражение в почерке “БРСМ”: компания известна как давний получатель сырья и топливных компонентов, используемых для выпуска товарных нефтепродуктов. В “БРСМ” утверждают, что платят при производстве все акцизы, силовики же открывают новые и новые дела. Видимо, правда где-то посередине.
Ты помнишь, как все начиналось…
Источники на рынке рассказали, что Эдуард Ставицкий приобрел 50% в “БРСМ-Нафта” у Александра Полищука за $6 млн, что было больше, чем мог предложить Андрей Биба, владелец вторых 50%. Тогда сеть насчитывала 11 станций, на дворе был в 2007 г., и карьера Эдуарда Ставицкого резко рванула вверх.
Как пишет расследователь проекта “Слідство. Інфо” Катерина Каплюк, по протекции авторитетного “регионала” Василия Джарты он был назначен председателем правления НАК “Надра України”, откуда вскоре были выведены нефтегазовые площадки, предприятия и печально известное “Межигорье”.
Вскоре в “БРСМ-Нафте” появился новый совладелец — Валентина Ушакова, которая оказалась тещей Эдуарда Ставицкого. Несмотря на это, молодой министр всячески отрицал свою связь с сетью АЗС.
Появление нового акционера благотворно сказалось на развитии заправочного бизнеса. За каденцию Эдуарда Ставицкого в правительстве в 2010-2013 гг. количество АЗС “БРСМ” увеличилось с 29 до 130 станций. Сейчас, когда между владельцами компании сверкают молнии, источники уверяют, что админресурс не сыграл никакой роли во взлете “БРСМ”.
“Мы покупали разный похожий на заправки хлам, иногда по $50 тыс., иногда по $100 тыс. или по $150 тыс., и приводили его в порядок. Эдик ничего не вкладывал и не помогал, только “пылесосил” прибыль”, — уверяет источник в окружении Андрея Бибы.
По его словам, на общих основаниях сеть закупала сжиженный газ и нефтепродукты у фирм Сергея Курченко, никаких льгот благодаря акционеру-министру якобы не получала. “Все там покупали, покупали и мы, возможно, на объемах цена была чуть лучше”, — говорит наш собеседник. Проверить его слова, по понятным причинам, не представляется возможным.
Главным рецептом успеха “БРСМ” была и остается цена. Нормальный внешний вид станций, минимальная стоимость топлива и растущая сеть взвинтили продажи: по оценкам “Консалтинговой группы А-95”, на пике в 2014 г. заправки “БРСМ” продали более 400 тыс.т нефтепродуктов, бренд занял четвертую позицию в рейтинге крупнейших ритейлоров, уступив лишь “Привату”, WOG и ОККО.
Начало конца
В 2014 г. Эдуард Ставицкий покинул Украину, забыв в столичном Пассаже “бруски” валюты, украшения и коллекцию турбийонов. В апреле того же года взорвалась заправка в Переяславе, унеся шесть жизней. Тогда пришлось выехать за границу и Андрею Бибе, который считает те события терактом.
К тому времени принадлежность сети Эдуарду Ставицкому становилась все более очевидной и угрожала бизнесу. В конце 2014 г. “БРСМ” заявила о вхождении в капитал нидерландского инвестфонда FreezeOil Fund во главе с Рулом Пипером.
Пресса сразу же поставила диагноз “инвестору”, за которым тянется шлейф скандалов по обе стороны Атлантики и даже из России. “Пипер — это ширма, за ним стоит Даниэль Болотин, партнер Ставицкого, с которым они сейчас плотно работают”, — говорит источник, знакомый с делами семьи Ставицких. Связаться с “голландцами” не удалось, в Украине у компании нет ни сайта, ни офиса.
В 2015 г. загорелась Васильковская нефтебаза, и снова шесть погибших и более десятка раненых. Детонация 20 тыс.т нефтепродуктов и общие потери в размере около $25 млн ускорили раскол между партнерами.
В середине прошлого года сеть была разделена пополам, каждому из акционеров отошло по 63 комплекса. Теперь даже в небольших населенных пунктах есть АЗС “БРСМ” разных владельцев. Казалось бы, хеппи-энд…
Но осенью 2016 г. Генпрокуратура совместно с Государственной фискальной службой объявили масштабную операцию против “БРСМ-Нафта” и закрыли 95 АЗС — больше половины сети. Теперь уже известно, что в основном под катком оказались станции Андрея Бибы.
В июне “голландская” сторона подала иски с требованием отобрать у него права на товарный знак “БРСМ-Нафта”, а также добилась ареста его активов в виде корпоративных прав в ряде компаний. Также FreezeOil Fund выпустил пресс-релиз, в котором заявил о досрочном расторжении договоров аренды своих АЗС с управляющей компанией “Стейт Ойл”, которую они связывают с Андреем Бибой.
Его роль в этой компании неизвестна, так как номинально владельцем “Стейт Ойл” является американский гражданин Игорь Ревко. Но какую-то роль он, очевидно, играет, поскольку заправки г-на Бибы также находятся в управлении у “Стейт Ойла”.
Боевой настрой Эдуарда Ставицкого и его интернациональной команды партнеров говорит о неудовлетворенности своей частью бизнеса. В окружении Андрея Бибы считают, что бывший партнер попросту рейдерит его, используя оставшиеся связи в Генпрокуратуре и ГФС и имея хороший финансовый ресурс.
Андрей Биба, проживающий сейчас в Европе, обороняется: сеть уже возобновила полноценную работу после “наезда” силовиков, в судах также есть локальные победы. С будущим здесь все ясно: создатель и бессменный руководитель “БРСМ” Андрей Биба знает все нюансы, контролирует команду и продолжит развивать свой бизнес.
В частности, он движется по пути аренды станций.
Основная интрига — с сетью Эдуарда Ставицкого. Во-первых, это не тот бизнес, который может интересовать бывшего распорядителя госимущества и бюджетных потоков. Во-вторых, у него нет команды, а сам он вынужден работать дистанционно.
Если достичь удобной конфигурации с Андреем Бибой не получится, экс-министр будет искать нового партнера из числа действующих сетей. С одной стороны, более 60 станций, имеющих стабильно высокие продажи, способны радикально усилить бизнес любой из украинских сетей. С другой стороны, кто захочет иметь дело с таким “хлопотным” партнером?
Коментарі
Увійдіть щоб мати можливість лишати коментарі
Увійти