Проведя собственное расследование, журналисты ИА REGNUM пришли к парадоксальному выводу – в обвале российской национальной валюты заинтересованы, прежде всего, российские же нефтегазовые компании. Таким образом, они фактически переложили свои проблемы, связанные с падением мировых цен на нефть и западными санкциями на обычных россиян.
Случилось вполне ожидаемое: российские нефтяные компании фактически потребовали для себя особых льгот (это произошло после массовых обращений нефтяников за поддержкой из ФНБ). Письмо президенту РФ с перечислением послаблений для нефтянки было отправлено в понедельник 16 февраля. Его подписали главы «Лукойла» Вагит Алекперов, «Газпром нефти» Александр Дюков, «Сургутнефтегаза» Владимир Богданов, «Башнефти» Александр Корсик и «Татнефти» Наиль Маганов. Президент «Роснефти» Игорь Сечин свою подпись не поставил.
Нефтяники настаивают на отмене целого ряда так называемых неналоговых обременений (платежи, сборы, штрафы) в отрасли, сокращение которых, по их мнению, может существенно улучшить экономическую ситуацию в нефтяной промышленности. Свои пожелания нефтяные компании разделили на четыре группы. В первые две входят отказ от избыточных требований, которые приводят к материальным издержкам, а также временное смягчение либо отсрочка вступления в силу ряда жестких требований, в основном из области платежей за природопользование и экологию, которые «являются чрезмерными в условиях текущей экономической ситуации». Третья и четвертая группы предусматривают устранение противоречий в законодательстве. В первую очередь речь идет о снижении на период кризиса (до 2018 года) коэффициентов расчета штрафов за сверхнормативное сжигание попутного нефтяного газа (ПНГ) и учете в налоговой составляющей инвестиций для внедрения технологий по утилизации ПНГ.
То есть по факту российские нефтяные компании вновь хотят переложить решение своих проблем на федеральный бюджет, который и так очень скоро должен быть подвергнут секвестру. Министерство экономики РФ внесло в российское правительство скорректированный прогноз социально-экономического развития на 2015 год. Согласно документу, обвал цен на нефть в 2015 году обойдётся федеральному бюджету в 2,35 трлн рублей недополученных доходов (2,1 трлн рублей недополученных доходов от экспорта нефти и газа, 0,24 трлн рублей – недобор пошлин при снижении импорта на 35%), что увеличит дефицит федерального бюджета до 3,8% ВВП. При этом, в сравнении с 2014 г., в 2015 году доходы федерального бюджета сократятся с 20,4% до 17,4% ВВП; расходы вырастут с 19,5% до 21,2% ВВП. Дефицит бюджетов субъектов Федерации, а также муниципальных образований возрастёт на 0,5% ВВП (около 0,35 трлн рублей) – до 1,3%.
По сути, российские нефтяные компании стали основными бенефициарами от обвальной девальвации российского рубля во второй половине 2014 – начале 2015 года. Хотя в какой-то мере на первом этапе девальвация носила управляемый характер и делалась в интересах наполняемости доходной части бюджета РФ. Так, девальвация российской валюты в ноябре-декабре 2014 г. дала российскому бюджету более 1 трлн рублей дополнительных доходов от роста рублевой выручки при экспорте нефти и газа. Однако на фоне выигрыша федерального бюджета в проигравших оказалось население России, покупательная способность которого на фоне дорожающего на валютном курсе импорта падает, инфляция растет и становится уже двузначной.
Ясно, что и дальше российские нефтяники будут лоббировать как снижение для себя выплат в федеральный и местные бюджеты, так и дальнейшую девальвацию рубля, поскольку это позволит очень серьезно снизить для них себестоимость добычи нефти, и просить помощи правительства из ФНБ. Все это будет происходить на фоне снижения капитальных вложений на добычу нефти.
Здесь крайне показательна ситуация с НК «Роснефть». По словам Игоря Сечина, в 2015 году «Роснефть» сократит объем своих капитальных вложений примерно на 30%. Сечин считает, что сокращение инвестиций в бурение может привести к падению объемов нефтедобычи и дефициту нефти. В чем ошибочность этого предположения, будет подробно сказано ниже. Сечин и оптимисты в российском правительстве считают, что в результате сокращения инвестиций в добычу нефти уже в 2016 г. цены на нефть могут вернуться на уровень $100-110/барр. (стоит отметить, что раньше эти же спикеры утверждали о невозможности падения цен на нефть ниже уровня $90/барр.). Ранее Сечин заявлял, что цена $60 за баррель «Роснефть» вполне устроит, хотя компании придется передвинуть сроки реализации «некоторых капиталоемких проектов». Позднее, однако, стало известно, что бизнес-план «Роснефти» на 2015 год составлен, исходя из средней цены нефти в $50 за баррель.
Проблема большинства российских нефтяных компаний – высокая степень закредитованности и невозможность перекредитоваться в условиях фактической финансовой блокады Запада. «Роснефть» первой из российских нефтяных компаний решила начать масштабно кредитоваться в Китае для финансирования своих проектов — от покупки «Итеры» до ТНК-ВР. Для получения китайских кредитов в мае 2013 г. «Роснефть» достигла с CNPC очередной договоренности, фактически заложив ей еще не добытую нефть (до 365 млн т в течение 25 лет). Сумма предоплаты оценивается в $70 млрд. Этот шаг резко увеличил объем долга «Роснефти» и сделал ее весьма уязвимой от позиции Пекина. Китайцам уже обещано долевое участие в разработке таких крупных и перспективных месторождений, как Ванкор и Среднеботуобинское. Дальнейшее наращивание кредитной нагрузки «Роснефти» от Китая может уже напрямую сказаться на вопросах безопасности РФ.
Как альтернативу «Роснефть» стала рассматривать получение помощи из ФНБ и заимствования у ЦБ РФ через размещение своих облигаций. В конце прошлого года «Роснефть» разместила рублевые облигации на 625 млрд руб. (тогда это привело к фактическому коллапсу рубля, а в конце января — еще на 400 млрд руб. Как отмечали в компании, средства использовались для «расчетов с поставщиками, подрядчиками и кредиторами».
Как указывалось выше, российские компании рассчитывают, что в ближайшие месяцы цены на нефть начнут резко расти. Действительно, в последние недели произошел существенный отскок нефтяных котировок, и сейчас баррель Brent (цены на российский Urals исторически ниже примерно на $3,7) находится в районе $61-62, и вряд ли котировки будут дальше расти. За счет резкого роста объема добычи нефти в Ираке и Иране (который уже фактически вышел из-под большинства санкций Запада ) на рынке нефти есть переизбыток предложения, кроме того, Саудовская Аравия будет продолжать политику демпинга на нефтяном рынке, вытесняя оттуда Россию и Иран. Прежде всего, эта тактика рассчитана на китайский рынок, от которого сейчас критично зависима «Роснефть».
Подконтрольная государству саудовская нефтяная компания Saudi Arabian Oil Co. (Saudi Aramco) снизила цену на поставляемую в Китай и другие страны Азии нефть на 90 центов за барр., сообщает Bloomberg. В результате баррель саудовской нефти марки Arab Light стоит теперь для азиатских покупателей на $2,3 меньше барреля дубайской Fateh, цена которой является своего рода эталоном на азиатском нефтяном рынке. Такой большой скидки Saudi Aramco не предоставляла покупателям из Азии уже 14 лет. Одновременно с этим Saudi Aramco снизила цены на остальные марки нефти, поставляемой ею в Китай и другие страны Азии. В результате стоимость, к примеру, нефти марки Extra Light также упала до минимального за 14 лет уровня, а стоимость Arab Medium вплотную приблизилась к такому минимуму. Вряд ли «Роснефть» сможет выиграть эту демпинговую войну за китайский рынок. Вновь встанет вопрос о государственной поддержке и новой девальвации рубля для снижения расходов российской компании на добычу нефти.
Такая практика становится уже порочной, и ее надо менять. Иначе получается, что российские нефтяники решают вопросы своей эффективности за счет финансовых интересов подавляющего большинства граждан России. Явно такое положение вещей не работает на социальную стабильность общества.
Коментарі
Увійдіть щоб мати можливість лишати коментарі
Увійти