У початок
«Нифигазовое» министерство

«Нифигазовое» министерство

В начале июля премьер Арсений Яценюк наконец-то публично заговорил о необходимости кадровых перестановок в Кабмине. За другие отрасли не скажу уверенно, но в нефтегазовой необходимость ротации в руководстве более чем очевидна. Болтовня, интриги и скандалы — вот и все «основные» результаты деятельности Минэнергоугольпрома за прошедшие четыре месяца. Такая работа недопустима даже в мирное время, не говоря уже о состоянии войны, в котором находится страна и экономика в том числе. Но нулевой результат этой команды угадывался изначально.

В отраслевых кругах назначение Юрия Продана министром энергетики и угольной промышленности было воспринято без энтузиазма. Юрий Васильевич не особо удивлял и в мирные времена, когда впервые был на этой должности в 2008–2010 гг. в Кабмине Юлии Тимошенко, поэтому ожидать каких-либо головокружительных успехов в кризисный 2014 г. не приходится. Да и пример Юрия Бойко, который также дважды возглавлял энергетическое ведомство, подтвердил — старый конь глубоко не вспашет. Хотя и с «бороздой» были проблемы…

Скептики получили подтверждение практически сразу. В начале апреля разразился скандал с выкачкой технологической нефти из нефтепроводной системы страны компанией «Укртранснафта», которая по факту управляется днепропетровской группой «Приват» (хотя де-юре и принадлежит государству). Сколько ни заявлял министр Продан о том, что его ведомство разрешения на откачку не давало, это не помешало «типа госкомпании» выкачать почти половину всей государственной нефти в объеме 606 тыс. т рыночной стоимостью более 7 млрд грн. Правда, всем миром переработку ресурса вроде бы удалось остановить: по последним данным, уже есть два проекта постановления, один из которых предлагает передать нефть Госрезерву, второй (разработан НАКом) предусматривает создание системы государственного стратегического запаса в рамках гармонизации с европейскими нормами в этой сфере. Но пока это проекты, такие же, как и проект «Укртранснафты» переработать эту нефть на НПЗ «Привата» с дальнейшим хранением топлива у него же.

Продан — не один «б/у чиновник» в нынешнем Минэнергоугольпроме. Компанию ему составляет его заместитель Игорь Диденко — личность в истории нефтегазового комплекса Украины легендарная. По данным источников в министерстве, Диденко замкнул на себе практически все, даже самые «копеечные» вопросы, с чем главным образом и связан паралич массы процессов. Например, за четыре месяца работы министерство так и не смогло сформировать аукционный комитет для проведения торгов нефтью и газовым конденсатом, добываемыми госкомпаниями (которые по закону могут продавать производимые ресурсы только таким образом). Без этого органа торги провести нельзя, если их проводить по закону. Кому выгоден такой цейтнот? В мае «Укрнафта» продала 383 тыс. т нефти по заниженной цене, упустив около 660 млн грн выгоды. Зато ее получила группа «Приват» в лице контролируемого ею НПЗ «Укртатнафта», купившего данную нефть. А потом Игорь Николаевич удивляется, почему журналисты связывают его с днепропетровской ФПГ…

Тем временем столь «результативные» продажи могут стать постоянными. Сразу после своего назначения Диденко возглавил процесс внесения изменений в постановление №1064, определяющее порядок проведения аукционов. Так вот, в нем не без стараний замминистра установлено, что высококачественная украинская нефть должна продаваться с 15-процентным дисконтом, порой к не самым лучшим по качеству импортным сортам. Аргументация поражает: дорого продавать украинскую нефть нельзя, потому что это… невыгодно переработчикам. А раньше считалось, что аукцион нужен для получения максимальной цены на выставляемый товар…

Другими красками играет саботаж в назначении аукционного комитета применительно к продажам сжиженного газа. Здесь из-за отсутствия четкой системы реализации — то густо, то пусто: производители основательно «заливаются» товаром, потом вынуждены экстренно его распродавать. К этому уже приловчились покупатели, понимающие безвыходное положение производителя. Рывковые продажи больших объемов газа госкомпаниями «Укрнафта» и «Укргаздобыча» дестабилизируют рынок, так как на них приходится почти половина баланса.

Но у этой ситуации есть обратная сторона. В июле аукционная неопределенность обернется для потребителей автогаза ростом с 7,2 до 8 грн за литр. Просто продажа газа госкомпаниями совпала со взлетом внешних цен на ресурс, и он был продан по максимальным ценам. Если бы в реализации украинского газа была предсказуемость, таких скачков можно было бы избежать.

«Благодаря» Минэнергоугольпрому уже более трех месяцев сидят потребители без дешевого баллонного газа. Даже при Курченко он у них был, а вот при новой власти — извините. Причина та же: за более чем сто дней работы ведомство не может назначить аукционный комитет, который откроет путь бытовому газу к потребителям негазифицированных районов. Без решения комитета госпредприятия продавать газ по льготным ценам боятся. «Мы еще за «курченковские» поставки в прокуратуру не отходили», — объясняют менеджеры госкомпаний.

Кадровый аспект в новом Минэнерго на этом не исчерпывается. На днях стало известно, что в структуре министерства, точнее, подведомственных ему компаний продолжает работу Владимир Кузенков, бывший директор Феодосийской нефтебазы. Как выяснилось, после аннексии Крыма Феодосийское предприятие по обеспечению нефтепродуктами было реорганизовано в «Предприятие по обеспечению нефтепродуктами». По словам источников в Минэнерго, новую структуру могут сделать оператором упомянутого выше стратегического госрезерва нефти, а со временем — и нефтепродуктов. Как говорится, не вопрос, только г-н Кузенков запомнился преимущественно тем, что во времена его руководства Феодосийской нефтебазой она стала крупнейшим пунктом перевалки контрабандных нефтепродуктов. ZN.UA подробно писало о схеме работы в 2011 г. компании «Альматея» с директором из Сыктывкара, которая унесла из бюджета более 1 млрд грн. В 2012 г. первопроходцев этой схемы с позывными «Клюша» и «Злой» подвинула группировка «Семья». В 2012–2014 гг. через этот канал было поставлено без уплаты налогов 1,7 млн т бензина и ДТ (а других грузов там и не было).

Сам Кузенков отделался легким испугом, так как «выполнял договорные обязательства с клиентами перевалки», а по вопросам налогов — это, мол, к таможне и налоговой. Все верно, только отчего-то тревожно теперь за госрезерв…

С большой долей уверенности можно предположить, что своему сохранению в обойме Владимир Александрович обязан еще одному яркому персонажу нынешнего состава Минэнерго — Игорю Кирюшину. Нынче он служит всего лишь советником Продана, но, по словам очевидцев, держит руку на пульсе всех интересных процессов. При Бойко он был замминистра и директором нефтегазового департамента, которому подконтрольна и Феодосийская нефтебаза. Период, как видим, был продуктивным, так что все логично.

Полностью в канве описанных кадровых тенденций находится и недавнее увольнение из министерства Игоря Рубана — директора нефтегазового департамента. Один из самых сильных специалистов за обозримый период с большим практическим опытом работы в нефтепереработке и международном трейдинге оказался не нужен новой системе. Все просто: именно Рубан, по совместительству глава наблюдательного совета «Укртранснафты», поднял тревогу по поводу планов председателя этой госконторы Александра Лазорко выкачать и переработать технологическую нефть. Потому что это шло вразрез с реальной позицией министерства? Во всяком случае, вскоре после этих апрельских событий Рубану вручили уведомление о его увольнении в строгом соответствии с действующим законодательством.

На его место пришел Андрей Бойчук, ранее занимавший должность инженера отдела подготовки и сопровождения ремонтов ПАО «Укртрансгаз». Но в министерстве о нем говорят так: «Это человек с Майдана»… Остается надеяться, что г-н Бойчук будет напоминать своему руководству, кому оно обязано своим нынешним местонахождением, и расскажет о возможных местах пребывания в случае чего…

***

Стоит ли ожидать от нынешнего Минэнергоугольпрома прорывных идей и действий? Вопрос риторический. Они люди из другой команды, заблаговременно заброшенные в тыл нового президента. Они понимали, что идут на эту работу временно. У них был шанс проявить себя в кризисной ситуации, но они им не воспользовались. Опять «терки», шлейфы, связи. Ноль движения вперед, но самое обидное — нет даже намека на него.

Друкувати

Коментарі

Увійдіть щоб мати можливість лишати коментарі

Увійти