Принцип работы фискальных органов в новейшей истории Украины, похоже, сводится к тому, чтобы бомбить легальный бизнес, тогда как теневой рынок никто особо не тревожит. Хлопотное это дело — искать «тень», если на свету вполне респектабельные компании, которые никуда не прячутся. С «теневиками» больше работают не фискалы, а силовики, в лучших традициях «крышующие» кустарных производителей и контрабандистов. Почувствовав «поддержку», масштабы теневого бизнеса начали расти. Во всяком случае, на рынке нефтепродуктов. За первый квартал 2015 г. только с бензина бюджет недополучил не менее 1 млрд грн акциза и НДС.
Энтузиазма «теневикам» придает налоговая политика правительства, которое увеличивает налоговую нагрузку на бизнес и потребителя, но при этом фактически не контролирует собираемость налогов. Поэтому цены на нефтепродукты растут, а налоговые поступления — нет.
Сама Госфискальная служба признает, что не отслеживает собираемость нового пятипроцентного налога с оборота подакцизных товаров, введенного в текущем году. Все стекается в общий котел без анализа, сколько пришло денег от торговли табаком, алкоголем или топливом.
Между тем в цене топлива 5% – это 1 грн на литре, которую перечисляют в бюджет «белые» участники рынка и которую кладут в свой карман участники «серые» и «черные». Последние элементарно начали отпускать нефтепродукты мимо кассы. Заправщик просто кладет в карман деньги за топливо, проданное без чека, – эту картину сегодня можно наблюдать на многочисленных газовых заправках, растущих в Киеве, Харькове и других крупных городах страны, как грибы после дождя.
Основное блюдо
Но основная добыча «теневиков» – «большой» акциз. В связи с девальвацией национальной валюты (а акцизы установлены в евро) вместе с НДС этот налог составляет 4,5 грн на каждом литре бензина. В сумме со средней нормативной наценкой на АЗС общий «выхлоп» составил в январе—марте около 6 грн/л. Если же в себестоимости нет и НДС, как это получается при контрабанде, то доходность теневого нефтепродуктового бизнеса увеличивается до 10 грн с литра, или фактически до 50% от цены реализации нефтепродуктов. В комплексе с беспечностью фискалов эти цифры являются основным драйвером теневого рынка нефтепродуктов.
Определить минимальный объем теневого рынка нефтепродуктов достаточно просто. Потребление бензинов в январе-марте 2015 г. составило 507 тыс. т, тогда как на рынок было поставлено 418 тыс. Разница в 90 тыс. т, или почти 20%, и есть теневым рынком. В налогах сумма бюджетных потерь составила около 430 млн грн акцизного сбора и около 400 млн грн НДС.
Очевидно, указанный объем – лишь некая начальная точка отчета, поскольку госстатистика учитывает далеко не все объемы потребления нефтепродуктов. «Не менее трети всех АЗС в Одесской и Николаевской областях сегодня торгуют контрабандным бензином и дизтопливом, которые приходят через порты в Николаеве, Очакове, Килии и Измаиле», – уверен один из крупных трейдеров.
Сигналы о контрабандных поставках через морские порты слышны все чаще и чаще. Схема выглядит так: в нейтральные воды заходит танкер с грузом нефтепродуктов 3–5 тыс. т, растаможивается 200–300 т, но по этим документам впоследствии разгружается весь объем. На явный «прогресс» указывают наблюдения местных операторов: если раньше разгрузка танкеров с контрабандой велась преимущественно ночью, то сейчас все больше днем.
«Николаевским гаишникам уже запретили останавливать бензовозы, таможенники и пограничники нейтрализованы действиями курирующих их спецслужб на уровне высоких киевских кабинетов», – сообщает источник в трейдерских кругах. Попытки предметнее разузнать ситуацию в одесских степях в районе Килии для одной из «исследовательских» групп закончились бегством через камыши под автоматными очередями…
Какой объем поступает на рынок нефтепродуктов Украины, учитывая вышесказанное, неизвестно. По наблюдениям операторов, не менее одной «лодки» в неделю. А это еще 12–20 тыс. т минимум, что увеличивает оценочные бюджетные потери в первом квартале в намного больше чем 1 млрд грн.
Кустарный замес
Если контрабанда наиболее часто встречается лишь на юге страны, то следы фальсификата есть повсюду. Отследить это можно по поставкам различных компонентов, имеющих узкое применение – только в производстве моторных топлив. По данным «Консалтинговой группы А-95», в первом квартале 2015 г. в Украину было импортировано 62 тыс. т октаноповышающих и антидетонационных присадок, а также некондиционных продуктов нефтепереработки.
В самом импорте подобных товарных групп нет ничего противозаконного, но характерно, что их основные объемы приходятся на компании, которые не имеют своих перерабатывающих мощностей. В частности, крупнейшим поставщиком данной номенклатуры продукции остается компания «Укртрансойл-2009», входящая в группу БРСМ (18,25 тыс. т за первый квартал 2015 г.). Легендарным этот оператор стал благодаря уже тому, что использует огромные объемы компонентов и сырья для выпуска бензина под самым носом у всей фискальной рати – в Киевской области. По итогам первого квартала 2015 г., БРСМ привезла в Украину компонентов бензина больше, чем крупнейший легальный производитель страны — кременчугская «Укртатнафта» (около 14 тыс. т). 16 апреля структуры БРСМ выкупили 75% всего выставленного на торги деэтанпропанбутанизированного конденсата (ДЭПБК) – сырья для дальнейшей переработки, производимого на Шебелинском ГПЗ. Участники рынка говорят, что при смешивании с вышеупомянутым октаноповышающим и антидетонационным разнообразием ДЭПБК дает прекрасное горючее, отдаленно напоминающее бензин. По качеству, конечно, на любителя, но зато на несколько гривен на литре дешевле стандартизированного продукта.
Еще одно достижение БРСМ в этом году — по итогам первого квартала компания стала крупнейшим импортером авиационного топлива с результатом 9,26 тыс. т. Принципиальный нюанс в том, что к бункеровке воздушных суден эта компания не имеет никакого отношения. Зачем тогда ей столько авиакеросина? Очевидно, дело в его хорошей смешиваемости с дизтопливом для последующей реализации. Стоимость — как у дизтоплива, а долю налогов можно уменьшить, ведь акциз на авиакеросин составляет 19 евро/т, а на ДТ — 98 евро/т.
В отличие от понимания размаха деятельности таких структур, абсолютно неясны их отношения с госбюджетом. Как там с налогами, в частности с акцизом, который должен уплачиваться при смешивании (производстве) этого изобилия топливных составляющих или таких продуктов, как ДТ и авиакеросин? Отмечу лишь, что если заплатить акциз на полученный в результате этих манипуляций продукт, то экономики дальнейшей продажи не будет — себестоимость превысит рыночную цену. Но, как видим, сырье и компоненты поставляют и продают, значит, «экономика» получается. А вот с налогами, видимо, не очень…
Есть информация, что в прошлом году избежать налоговых формальностей компании БРСМ позволила одна из множественных индульгенций, приобретенных в офисе бывшего генпрокурора. Удалось ли этой компании (и каким образом?) найти покровителей в этом году, пока неясно. По некоторым данным, налоговики Киевской области недавно смогли «выжать» из БРСМ 5 млн грн акциза. Правда, пока доподлинно неизвестно, за какой период.
Среди успехов офиса фискалов в Киевской области можно отметить недавнее изъятие у компании «Эксимол», обосновавшейся на нефтебазе в Мироновке и являющейся одним из крупнейших импортеров топливных компонентов и сырья, 6 тыс. т химвеществ и нефтепродуктов на сумму 123 млн грн.
В марте ГФС также арестовала и изъяла 3,4 тыс. т риформата и платформата (некондиционные бензины), импортированных из Боснии и Герцеговины, стоимостью более 45 млн грн. Как отмечают в службе ведомства, компоненты сразу после растаможивания перевозились на нефтебазы, смешивались с бензином и дизтопливом и развозились по АЗС.
В свете акцизного вопроса есть о чем спросить и у легальных производителей. Например, с осени 2014-го перестала отчитываться о своей производственной деятельности «Укртатнафта». С тех пор неизвестно, сколько сырья было переработано и сколько выпущено подакцизных нефтепродуктов. Между тем завод в прошлом году резко «уронил» показатель отбора бензина из нефти, при том что по другим нефтепродуктам не показал аналогичного снижения.
Есть надежда, что ситуация изменится: с 1 апреля на производствах нефтепродуктов должны заработать акцизные посты. На Шебелинском ГПЗ компании «Укргаздобыча» такой пост начал работу в намеченный срок. Проблема в том, что основной объем – «левак» – идет не с НПЗ, а с нефтебаз, которые снова остались за пределами системного внимания фискалов.
Коментарі
Увійдіть щоб мати можливість лишати коментарі
Увійти