У початок
Неизбежная стабильность

Неизбежная стабильность

Этого ждали, и это произошло. За три дня цены на биржах потеряли до 7,5%. Ранее подобный обвал был отмечен в августе прошлого года – до 6% за одну сессию. Причин тому несколько, ключевыми аналитики называют увеличение предложения сырья от Саудовской Аравии и России на фоне роста коммерческих запасов нефти в США. В очередной раз порадовала реакция на эти события в Украине: еще неделю назад Минэнергоугля просило у трейдеров о «ценовом» перемирии, в чем встретило понимание рынка, тогда как при первых подвижках нефти вниз из министерства начали доноситься разговоры о необходимости снижения.

Это притом, что сентябрьский рост на заправках закладывался на протяжении двух месяцев, тогда как падению котировок три дня отроду. Как бы там ни было, даже при стабилизации котировок на достигнутом уровне ожидать снижения на колонках до выборов вряд ли стоит.

В понедельник, 17 сентября, цены по сделкам с нефтяными фьючерсами за 20 минут упали в Нью-Йорке на $4: котировки Brent впервые за 13 сессий провалились ниже $112/барр., цены WTI – просели ниже $95/барр. за семь сессий. На рынке заговорили о человеческой ошибке или сбое в компьютерной торговой программе биржевых площадок, однако NYMEX сообщила, что никаких технических проблем в момент падения цен не испытывала.
Аналитики предположили, что падение котировок могло спровоцировать то, что ряд трейдеров закрывали позиции в связи с завершением на бирже NYMEX контрактного периода на октябрь. Произошла фиксация прибыли, ведь накануне, 14 сентября, ценовые показатели нефтяного рынка достигли максимума почти за четыре с половиной месяца: Brent почти достигла $118/барр., WTI прошла психологический рубеж в $100/барр.
Газета Financial Times пояснила снижение также и намерением США использовать свои стратегические запасы сырья, поскольку напряженность вокруг ядерной программы Ирана продолжает расти. Более того, Штаты обеспокоились возможным прекращением поставок нефти с Ближнего Востока и Северной Африки, принимая во внимание антиамериканские протесты в исламских странах, которые прошли накануне.
На следующий день, 18 сентября, нефтяные фьючерсы понизились еще на 1,5%. Уже традиционно движение цен во вторник и среду происходит в ожидании данных о коммерческих запасах нефти в Америке. Аналитики, опрошенные накануне Bloomberg, ожидали роста запасов на 1 млн барр. Официальная же публикация Минэнерго США о том, что коммерческие запасы нефти по итогам недели выросли на 8,5 млн барр., 19 сентября придала еще больший импульс нефтяному снижению. Brent упала на $3,84 – до $108,19/барр., WTI – на $3,31, до $91,98/барр.
Более тщательный анализ происходящего на мировом рынке позволил аналитикам обосновать движение котировок еще и увеличением предложения нефти, и в первую очередь – со стороны Саудовской Аравии. Эр-Рияд, считающий «справедливой» стоимостью нефти $100/барр., в последнее время поставляет на мировой рынок дополнительные объемы сырья, наращивая добычу. «Нынешние нефтяные цены завышены, – цитирует Financial Times официального представителя одной из стран Персидского залива в ОПЕК. – Нам хотелось бы видеть возвращение цены барреля на уровень $100». Так, в июле Саудовская Аравия увеличила добычу до 9,8 млн барр./сут., в августе – до 9,9 млн барр. А после того, как котировки в начале сентября уверенно пошли вверх, страна заявила о дополнительных поставках нефти основным покупателям в США, Азии и Европе, доведя добычу до 10 млн барр./сут. Штаты, в свою очередь, полностью поддержали эту инициативу.
Увеличилось предложение еще одного крупного добытчика – России, которая в августе довела добычу до максимального значения за все постсоветское время (с 1991 г.). По данным Минэнерго РФ, – около 10,4 млн барр./сут., что на 0,4% больше, чем в июле. Цена сорта Urals 19 сентября упала на 4,3% – до $107,3/барр.
Рад бы вниз, да «Приват» не пускает
Не успели мировые котировки упасть, как в Украине уже заговорили про неизбежность падения цен уже в сентябре.
«Обвал мирового рынка нефти и нефтепродуктов достигнет Украины в течение декады, – прогнозирует генеральный директор «Укрпетролконсалтинг» (UPECO) Николай Чернецкий. – Уже в третьей декаде сентября стоит ожидать снижения оптовых цен на бензины и ДТ на 300-500 грн/т, что приведет к падению цен и в рознице». По его мнению, «нестабильность рынка заставит трейдеров избавляться от дорогих запасов из-за опасений дальнейшего падения цен. Предложение нефти и нефтепродуктов возрастет, а покупательский спрос, напротив, будет тормозиться ожиданиями дальнейшего снижения цен».
Характерно, что неделей ранее тот же эксперт прогнозировал стабильность цен до конца октября. Предпосылкой для тех прогнозов было накопление, по данным UPECO, около 270 тыс. т бензинов (в т.ч. 150 тыс. т – бензина А-95) и около 320 тыс. т ДТ. Кроме того, по данным UPECO, дополнительным фактором стабильности будет закупка «Нафтогазом Украины» 50 тыс. т румынского бензина А-95. Неужели эти запасы уже растворились?
Появление подобных сообщений с большой долей уверенности можно считать отголосками происходящих внутри Минэнергоугля дебатов вокруг того, что пора возобновить давление на рынок – чтобы опустить цены в предвыборный период. Помимо зачастивших релизов UPECO, известной своей близостью к чиновникам отраслевого министерства, на неделе также появились сообщения в СМИ о якобы рекомендациях секретариата Экспертно-аналитической группы по вопросам рынка нефтепродуктов снизить цены на АЗС.
Правда, никто из опрошенных OilNews компаний, входящих в ЭАГ, данную информацию не подтвердил. Да и представить это сложно, учитывая, что всего чуть более недели назад была достигнута договоренность о сдерживании розничных цен до начала ноября. При этом в Минэнерго понимали невыгодность своего положения, поскольку прогнозы зашкаливали. Теперь, когда цены снизились, договоренности аннулируются?
Вопрос не только в этике отношений (какая тут к черту этика), а в том, что они (отношения) во многом выстраиваются вокруг используемой секретариатом ЭАГ формулы расчета объективных розничных цен. Хоть и не без замечаний, но она признается рынком в качестве определенного индикатива. Вторую декаду месяца рынок прошел с очень большим отставанием от расчетных значений, которые особенно контрастны по дизтопливу. Так, если в ЭАГ считали допустимой цену в 10,28 грн/л, то брендовые сети торговали максимум по 9,99 грн/л, а средняя по рынку стоимость составляла 9,77 грн/л. Меньше было отставание по «пятому», но очевидно то, что рынок работал на пониженной марже.
Примерно та же картина просматривается и на третью сентябрьскую декаду. «Мировые» события последней недели предопредели снижение расчетных значений на 6 коп./л. Однако сильно это меняет ситуацию по тому же ДТ, где отставание отдельных сетей от расчетных значений по-прежнему будет измеряться 40 коп./л? По бензину расчетные и рыночные пределы в конце сентября фактически выравняются. В случае, если текущие европейские котировки сохранятся, в начале октября расчетные уровни могут снизиться еще на 10-15 коп./л. Пойдет ли за расчетами рынок? Как показывает практика, на этапе падения все зависит от крупнейшего игрока – группы «Приват». Обеспечивая свои потребности за счет переработки в Кременчуге и имея минимум 45-дневный цикл оборачиваемости, на этапе роста «Приват» имеет дополнительную маржу, тогда как любое падение приводит к обратному результату. В то же время, если повышать цены крупные сети не особо боятся, так как это не приводит к конфронтации с днепро-женевским лидером, то снижение цен оборачивается напряженностью отношений и грозит превратить перманентную холодную войну в горячую. Очевидно, что если не к первой, то ко второй декаде октября крупные сети будут готовы падать, но будет ли готов к этому «Приват», который со своими темпами к тому времени, вероятно, только-только преодолеет 11-гривневую отметку? И, безусловно, открытым остается вопрос дизтоплива, для которого пока не просматривается иного пути, кроме как вверх.
Поэтому все указывает на то, что так или иначе, а договоренностям о стабилизации цен до выборов, похоже, суждено сбыться. Для Минэнерго, надо сказать, это весьма неплохой вариант. Ведь это будет тот редкий случай, когда слова не разойдутся с делом.
Сергей Куюн, Дарья Иванова
Друкувати

Коментарі

Увійдіть щоб мати можливість лишати коментарі

Увійти