Введенный в 2015 г. пятипроцентный сбор с розничного оборота подакцизных товаров, или так называемый розничный акциз, был призван бросить регионам "косточку" в подтверждение модных тогда разговоров о децентрализации госфинансов. Однако написанный на колене, да еще в канун Нового года налог сразу же обернулся огромными проблемами. Рынок нефтепродуктов, который должен был формировать до 80% "региональных" поступлений, начал динамично отползать в "тень", торговля мимо кассы вновь стала обыденным явлением. В результате недоимка региональных бюджетов в 2016 г. ожидается на уровне 2 млрд грн.
За реформу "розничного" акциза сегодня ратуют все: Государственная фискальная служба, профильный парламентский комитет, Ассоциация городов Украины, Антимонопольный комитет, объединения нефте- и газотрейдеров. В оппозиции остается только сам виновник "торжества" — Минфин, не предлагающий ничего.
Разгребать новогоднее творчество Минфина пришлось еще на хмельную голову, то есть сразу. Новый 5-процентный налог стал полной неожиданностью, поэтому как, кому и когда его платить разобрались не сразу и не без помощи Госфискальной службы.
Но в результате очень многим сетям АЗС стало понятно, что его можно и вовсе не платить.
Мимо кассы — каждый третий проданный литр топлива
Формулировки Минфина оказались настолько дырявыми, что акциз игнорировали на вполне законных основаниях почти все заправочные сети (суды с ГФС тянутся до сих пор). В частности, юристы быстро вывели из-под налогообложения корпоративные продажи, занимающие до 50% в общем объеме реализации АЗС.
Разумеется, финансовые ожидания регионов растаяли. Дабы выровнять ситуацию, в ходе бюджетного процесса на 2016 г. от процентной ставки отказались в пользу фиксированной (0,042 евро/л), четко прописав, что "розничный" акциз взимается с каждого литра, отпущенного через автозаправочный пистолет. Однако ситуация еще больше усугубилась. Просто никто не мог предположить, что в стране все так плохо с налоговым контролем…
"Этот налог ("розничный акциз". — С.К.) составляет примерно 1,20 грн в одном литре топлива. Поэтому стимул предпринимателей экономить на его уплате путем ухода от официальных продаж с использованием РРО очень возрос. По оценкам экспертов, теневой рынок нефтепродуктов достиг 20%, сжиженного газа — более 40%", — говорит глава парламентского комитета по налоговой и таможенной политике Нина Южанина.
Аналогичного мнения придерживаются и в ГФС. "Сейчас существует немало проблем с его ("розничного" акциза. — С.К.) администрированием. Так, в бизнесе АЗС нет 5-процентной маржи, наценка обычно устанавливается на уровне 2%. Поэтому 5% "розничного" акциза для компаний — это огромные деньги, и, естественно, бизнес пытается этот налог обходить", — заявил минувшим летом глава фискальной службы Роман Насиров.
Размеры бедствия особенно хорошо видны в столице, где в 2015–2016 гг. буквально на каждом шагу сначала появились нелегальные газозаправочные пункты, а в последнее время — и такие же точки по отпуску дизельного топлива. Отличительной чертой большинства таких объектов является отсутствие кассового аппарата как такового. Там же, где чеки вроде бы выдают, возникают большие сомнения в их подлинности.
Проведите эксперимент: попросите по-дружески у заправщика выдать еще один такой чек или чек на другую сумму. В десяти случаях из десяти вам второй чек дадут. Но если бы с каждого такого чека платился сбор с розничного оборота подакцизных товаров, бесконечная печать чеков была бы невозможной.
Очевидно, мы имеем дело с принтерами, а не с кассами. На одной из газозаправочных станций в Днепропетровской области автору по отдельному требованию выдали рукописный чек на бумаге из школьного альбома. По расчетам "Консалтинговой группы А-95", в 2016 г. недоплата "розничного" акциза в региональные бюджеты составит около 2 млрд грн. Это означает, что каждый третий литр будет продан мимо кассы.
Оппоненты становятся друзьями
Первыми забили тревогу профильные ассоциации нефте- и газотрейдеров. Со сжиженным газом ситуация обострилась до предела. Если в цене бензина и дизтоплива новый фиксированный налог так и остался на уровне 5%, то для вдвое более доступного по цене пропан-бутана 0,042 евро/л весной 2016-го составляли 15%.
Именно столь высокое конкурентное преимущество вызвало лавинообразный рост нелегальных АГЗП.
Решение лежало на поверхности: "розничный" акциз необходимо убирать. Было предложено перенести "розничные" 0,042 евро/л в базовую ставку акциза, взимаемого при импорте и производстве нефтепродуктов.
Надо сказать, что здесь ГФС прогрессирует: по данным "Консалтинговой группы А-95", объем теневого (безналогового) рынка бензина в 2016 г. ожидается на уровне 195 тыс. т (13,7% рынка), что в 3,5 раза меньше, чем в 2014-м, когда без акциза на рынок поступало около 22% бензина (почти 650 тыс. т).
По дизтопливу вообще сплошная победа — впервые за обозримый период в текущем году размером теневого рынка дизтоплива можно пренебречь.
Консультации с новой командой Минфина начались сразу после ее формирования, специальную рабочую группы возглавил заместитель министра Евгений Капинус, куратор "налогового" направления. Основные дебаты развернулись между "заправщиками" и Ассоциацией городов Украины вокруг вопроса, как сохранить доходы громад?
Понять "регионалов" несложно: в местные бюджеты начали поступать хоть и не все, но реальные деньги в невиданных ранее объемах. Второй вопрос: куда и как они тратятся? Но денег стало больше, и это признают все.
"Поначалу сопротивление было колоссальным, но нам удалось донести до коллег основную мысль: если сегодня не реформировать систему, через год они останутся ни с чем, перестанем платить даже мы, просто не выдержим такой конкуренции", — рассказывает один из участников рабочей группы со стороны нефтетрейдеров.
Принципиальное решение было найдено быстро. В рамках бюджетного процесса необходимо одновременно внести изменения в Налоговый и Бюджетный кодексы: в первом "розничный" акциз перенести в основной, а во втором прописать механизм расщепления "региональной" части увеличившегося акциза по местным бюджетам.
"На совместном совещании был предложен следующий механизм: осуществлять перераспределение денег, собранных с каждого литра в местные бюджеты, на основании данных с кассовых аппаратов на каждой заправке по количеству проданных там литров. Это будет стимулировать официальные продажи топлива, потому что именно от официальных продаж будут зависеть поступления этого налога в местные бюджеты", — говорит депутат Нина Южанина.
В процессе работы была согласована единая позиция, устроившая всех. Перечисление части базового акциза в размере 0,042 евро/л в местные бюджеты должно осуществляться прямыми платежами Госказначейства на основании соответствующих статей Бюджетного кодекса. Например, так сегодня работает механизм перечисления 50% от превышения сборов по таможням в областные бюджеты в рамках эксперимента по развитию автомобильных дорог.
***
Но хэппи-энда не получилось. В законопроект по изменениям в Налоговый кодекс, утвержденный правительством 26 октября 2016 г., "розничный" акциз не попал. При этом характерно, что одновременно пропали с "радаров" и чиновники Минфина. Известно лишь, что против результатов огромной работы, которую провели, казалось бы, непримиримые оппоненты, выступил лишь один человек — заместитель министра финансов Сергей Марченко, отвечающий в Министерстве финансов за бюджетное направление. Фигура, похоже, мощная, так как его мнение пока сильнее солидарной позиции добросовестных участников рынка нефтепродуктов, профильного парламентского комитета, "налогового" крыла самого Минфина, Антимонопольного комитета и Ассоциации городов Украины. Между тем ни в одной стране Европы нет налога, похожего на предновогоднюю выдумку Минфина двухлетней давности, — "розничного" акциза. Неужели нужно потерять еще два-три миллиарда гривен, чтобы потом все равно исправить очевидную ошибку?
Коментарі
Увійдіть щоб мати можливість лишати коментарі
Увійти