История с продажей Лисичанского НПЗ, который в последние годы принадлежит ТНК-ВР, похоже, близится к концу. Схватка была интригующей, а финал намечается еще более неожиданный. Владельца завода, российско-британскую ТНК-ВР, поглощает «Роснефть», тем самым создавая самую мощную нефтекомпанию планеты. Заплатив суммарно $61 млрд, близкая к Кремлю компания получила в том числе и почетное право стать участником топливного рынка Украины.
Для него (рынка) это не худший вариант из возможных. Все другие предполагали весьма грустный сценарий.
Второй по мощности в Украине нефтеперерабатывающий завод Лисичанске был остановлен его владельцами в марте текущего года в связи с их неудовлетворенностью финансовой эффективностью нефтепереработки.
Поэтому первой интригой в этой истории стало проявленное украинскими бизнес-группами желание его перекупить. Автоматически возникает вопрос: если с управлением этим НПЗ не справилась третья по величине российская нефтяная компания, на что рассчитывают доморощенные украинские бизнесмены, как минимум не имеющие собственной нефти? Ответ прост: не владея нефтяным ресурсом, они имеют большой административный ресурс, который, по их мнению, способен сделать бизнес сверхдоходным за счет госбюджета, т.е. карманов потребителей. Не позволил в этом усомниться и министр энергетики и угольной промышленности Юрий Бойко, который в октябре, в разгар событий вокруг «ЛИНИКа», заявил, что с 1 декабря будут введены пошлины на импорт нефтепродуктов. Причем подобные заявления он делал минимум дважды. Несмотря на то, что после первого заявления, как утверждают источники, получил настоятельную «рекомендацию» от вышестоящих товарищей по партии не будоражить обстановку в преддверии праздника демократии.
Вторая интрига заключалась в неожиданной борьбе, развернувшейся за Лисичанский НПЗ. До осени ни у кого особо не возникало сомнений, что завод купит Дмитрий Фирташ. Специалисты Ostchem провели летом несколько детальных инспекций предприятия, после чего вопрос его покупки группой Д. Фирташа казался очевидным.
Однако в сентябре стали появляться другие претенденты на Лисичанский НПЗ. Некоторые эксперты уверяют, что в какой-то момент в переговорном процессе даже промелькнула тень хозяина Донбасса, якобы предлагавшего ТНК-ВР схему взаимодействия по образцу, отработанному ТНК с Виктором Пинчуком. Последний без малого десять лет с момента приватизации мощнейшего в Европе НПЗ за $10 млн выступал «куратором» компании в Украине (как выяснилось позже, по совместительству он также был владельцем 25%-ной доли этого бизнеса). Но это все больше из области слухов, тогда как сам Дмитрий Фирташ заявил, что есть «четыре или пять компаний, участвующих в этом процессе».
Всем спасибо, все свободны
В начале октября сделка по продаже Лисичанского НПЗ неожиданно застопорилась. По не подтвержденным пока данным, причиной тому стала «дружеская» просьба главы «Роснефти» Игоря Сечина к менеджменту ТНК-ВР во главе с Германом Ханом. По словам источников в ТНК-ВР, «самый страшный человек на Земле» (как его окрестили бывшие владельцы по сути национализированной российскими властями компании «ЮКОС») попросил воздержаться от отчуждения имущества ТНК-ВР до 17 октября, когда истекал срок подачи заявок на выкуп 50%-ной доли ВР в объединенной компании. Ожидалось, что и консорциум ААR, владеющий второй половиной ТНК-ВР, сделает британцам предложение по выкупу их пакета.
Но 17 октября все пошло совершенно не так, как предполагали. Заявление «Роснефти» о выкупе доли российских акционеров ТНК-ВР – консорциума ААR стало громом среди ясного неба, а сообщение о выкупе всей компании молнией разнеслось по миру. $61 млрд – в такую сумму обойдется «Роснефти» смещение мирового лидера нефтедобычи – американской ExxonMobil – на вторую строку в рейтинге крупнейших нефтяных компаний. Владимир Путин благословил эту сделку.
Как говорят осведомленные источники, слово «нет» по поводу продажи «ЛИНИКа» еще не прозвучало. Подтвердил это и Дмитрий Фирташ 18 октября: «Они (ТНК-ВР. – С.К.) могут остановить переговоры, они могут остановить процесс продажи, а может, и нет. Поэтому я надеюсь, что на следующей неделе будет разъяснение: мы работаем или не работаем. Я даже не говорю: «Кто выиграл?» Вопрос: «Есть там предмет для разговора или нет?»
Трудно поверить в то, что «Роснефть» тратит астрономические суммы на покупку ТНК-ВР для того, чтобы впоследствии распродавать активы. Более логичным выглядит наращивание и развитие инфраструктуры новой мегакомпании «Роснефть» для усиления влияния в регионах присутствия.
Лисичанский НПЗ является неплохим плацдармом для освоения рынка Украины. Однако не только это позволяет считать «ЛИНИК» хорошим элементом в новой нефтяной структуре.
Дело в том, что во времена СССР Лисичанский НПЗ строился для обеспечения нефтепродуктами не только Украины, но и южных регионов России. Время разделило рынок государственной границей, однако он остался. И сегодня на нем представлена «Роснефть», которой лисичанские нефтепродукты будут очень кстати в приграничных российских областях. Как ни странно это звучит, но крупнейшая нефтяная держава планеты (РФ) испытывает, во-первых, дефицит собственного бензина, во-вторых, еще больший дефицит хорошего бензина. Благодаря конкуренции с импортом, «ЛИНИК» был вынужден за последние годы «подтянуть» качество выпускаемых бензинов до уровня Евро-4 и обозначить близкую перспективу перехода на Евро-5 по дизтопливу. По меркам России, это крайне завидный уровень.
«Роснефть» уже называют «нефтяным» «Газпромом», действия которого больше отдают политикой, чем экономикой. Не вызывает сомнений, что в нефтяной сфере россияне будут добиваться возврата прежних позиций, в том числе на украинском рынке, где их сегодняшнее влияние измеряется скромной цифрой 10%. Все это может свидетельствовать о том, что возобновление работы Лисичанского завода и его дальнейшее развитие неизбежны. Если его новым владельцем станет «Роснефть», то у этой компании есть нефть, есть деньги и хорошая мотивация идти вперед.
В то же время нынешнее обустройство украинских рынков нефти и нефтепродуктов не дает поводов переживать за возможное чрезмерное усиление российского «нефтяного» монстра, опасения по поводу чего уже пробиваются в эфир. Приемы «газовой» борьбы в виде саботажа и шантажа путем остановки завода здесь не пройдут, о чем свидетельствует сам факт абсолютно стабильной работы рынка после остановки «ЛИНИКа» в марте текущего года. («Выпавшие» лисичанские объемы были успешно замещены импортным продуктом.)
Положительный эффект от появления «Роснефти» заключается и в том, что украинские власти, зная о кремлевских корнях компании, вряд ли будут сильно ей помогать. Впрочем, как и мешать. Поэтому вопросы пошлин на импорт нефтепродуктов, скорее всего, сойдут на нет. В противном случае Украина сама принесет на блюдечке Кремлю свой топливный рынок.
Иначе как хеппи-эндом это и не назовешь. Крупный завод получает серьезного владельца, а рынок – мощного участника, который будет лишен государственной поддержки и поэтому будет вынужден конкурировать за счет качества и эффективности.
Однако точка в этой истории еще не поставлена. Официального сообщения о продаже «ЛИНИКа» пока нет. Да и оказавшиеся на обочине претенденты на «ЛИНИК» вряд ли оставят без внимания эту отрасль. Известно о достаточно «продвинутых» отношениях Дмитрия Фирташа с владельцем Херсонского НПЗ Игорем Еремеевым. А на смену разговорам о покупке Лисичанского НПЗ уже приходят сообщения о вероятной продаже Одесского завода «ЛУКОЙЛа». Уж больно большие проблемы начались у этого российского гиганта в Украине.
Коментарі
Увійдіть щоб мати можливість лишати коментарі
Увійти