У початок
LPG привыкает жить по-новому

LPG привыкает жить по-новому

Либерализация импорта сжиженного газа и появление в свободном обороте ресурса госкомпаний коренным образом изменили украинский рынок. Главным эффектом от событий февраля по сей день остается крупный избыток газа на рынке, что, впрочем, пока не оказывает сильного влияния на его цены в рознице. В ближайшем будущем судьба цен на АГЗС будет зависеть не столько от экономики, сколько от политики крупных операторов.

Большинство газотрейдеров, собравшихся 19 марта и 24 марта аукционы «Укрнафты» и «Укргаздобычи», изрядно истосковались по подобным мероприятиям. Лоты, таблички, удар молотка… Некоторые даже не скрывали, что купили пару лотов именно из ностальгии по прежним временам. Еще бы – последние свободные торги госкомпаний были в далеком августе 2010 г.

Фактор профицита

Важность последних событий трудно переоценить – в свободное обращение вернулась почти половина годового объема украинского рынка СУГ. И хотя начало свободных торгов произошло не вполне законно (изменения к постановлению Кабмина о проведении аукционов премьером еще не подписаны), событие позволило снять напряжение на производствах «Укрнафты» и «Укргаздобычи». Говорят, что в середине марта госкомпании загрузили ресурсом все, что смогли: резервуары собственных заводов, дружественные ГНС, наличный подвижной состав – все залито «под горлышко».

Аукционы по продаже газа государственного производства еще ждут легализации... но уже проходят«Даже если станут разбираться, почему торги были проведены не по действующему закону, менеджмент спишет все на реальные угрозы остановки заводов. По голове не погладят, но и по шапке сильно не дадут», – говорит один из участников первых с 2010 г. торгов «Укрнафты».

Стоит отметить, что как «Укрнафта», так и «Укргаздобыча» провели аукционы в полном соответствии с духом проекта, который, как уже сообщалось, вышел из Минэнергоугля на подпись в Минфин и Минэкономики. Сам законопроект участники рынка оценивают неоднозначно, однако это отдельная тема для разговора.

По предварительным расчетам, баланс украинского рынка сжиженного газа за январь-февраль 2014 г. составил 148 тыс. т против 112 тыс. т в прошлом году. Учитывая то, что запасы на конец февраля в разы выше прошлогодних, можно смело говорить, что рынок крепко перелит.

Столь мощный профицит ресурса, сформировавшийся на рынке после падения таможенной блокады, жестко ограничил цену, на которую смогли бы рассчитывать «Укрнафта», «Укргаздобыча» и «Укртатрафта», заливающиеся газом. При паритете импорта на уровне 9 200 грн/т продавцы смогли реализовать СПБТ лишь по 8300 грн/т. Впрочем, первые результаты торгов заставили зарубежных поставщиков, привыкших за 2 года к «сладким» ценам в Украине, привести свои прайсы в соответствие с ценами внутреннего рынка.

Розничный расцвет

Профицит обвалил цены на СПБТ в опте почти на 20%, однако это пока не нашло адекватного отклика на стелах АГЗС, где ценники существенно не изменились. Общая ситуация на рынке нефтепродуктов в 2014 г. создала для развития газа самые благоприятные условия. С начала курсовой чехарды бензин А-95 на АЗС крупнейших сетей подскочил в цене на 1,85-2,45 грн/л, в то время как кое-где даже подешевел.

В итоге ценовая пропорция газ/бензин улучшилась для первого с 59 до 51%.

По словам операторов рынка, увеличению спроса на переоборудование транспорта это пока способствует не так сильно, как могло бы. Наравне со стоимостью газа вторая сторона вопроса – цена комплекта газобаллонного оборудования, улетевшая вслед за курсом евро на межбанке. Установщики говорят, что стоимость ГБО выросла на 20-25% в зависимости от комплектации и производителя. Даже учитывая разнонаправленные движения цен на бензин и газ, период окупаемости ГБО сегодня на 3-5% больше по сравнению с ситуацией на конец февраля.

По словам директора «Газовика» (Киев) Олега Глобенко, спрос на ГБО от этого не упал, но качественно изменился. «Эффект от динамики цен не может быть мгновенным. Мысли о переходе на газ обычно появляются через 2-3 недели после роста цен на бензин, – говорит О. Глобенко. – Прилив клиентов уже ощущается, однако происходит четкая переориентация на самое дешевое оборудование».

Заоблачные цены на бензин пока стимулируют людей переходить на газ больше, чем цены реальный размер экономии

Ритейлеры о снижении цен говорить пока не хотят. «Бензин только дорожает, какой смысл снижать газ?!», – задается риторическим вопросом владелец одной из крупнейших сетей в кругу коллег. Все единогласно соглашаются.

В приватных же разговорах владельцы розничных сетей соглашаются, что место для ценового маневра имеется, поскольку даже на фоне прошлого удачного года нынешние заработки очень радуют продавцов газа. «После небольшого снижения на стеле маржа на пистолете очень редко опускается ниже 1,5 грн/л, – говорит он. – Даже одиночные заправки воспрянули духом. Все хотят хорошо поторговать после двух с лишним лет жесткого прессинга».

В крупных сетях признают, что сложившийся расклад на рынке не очень устойчив: большой заработок всегда порождает почву как для возвращения скрытых скидок, так и открытого похода вниз по стеле. «Кто-то первый «чихнет» и все посыплются, пойдет цепная реакция», – прогнозирует возможное развитие ситуации представитель крупной сети АЗС.

Как показал 2013 г., когда в пылу соревнования АГЗС снижали цены до всех немыслимых минимумов, это не самый худший вариант: по итогу года и заработали хорошо, и продажи нарастили. В такой ответственный период сезонной активизации автомобилистов лишние аргументы для перехода будут очень актуальны. Так что, ждем первого «чиха». 

Друкувати

Коментарі

Увійдіть щоб мати можливість лишати коментарі

Увійти