Добрая половина пунктов заправки сжиженным газом в столице в той или иной степени незаконны. Первые попытки властей бороться с этой напастью вскрыли массу нюансов. Оказывается, даже самовольно возведенный объект снести не так просто. К тому же, как правило, какие-то документы у так называемых подзаборников есть. В ноябре 2015-го процесс демонтажа нелегалов вышел на новый виток, вызвав закономерную бурю эмоций со стороны владельцев демонтируемых газозаправок. Есть и объективные претензии, но они теряются на фоне основных принципов рынка — равной конкуренции и обязательности уплаты налогов.
"Газовые бочки" буквально заполонили Киев. Они "разбросаны" не только вдоль дорог, но и по автостоянкам, АТП и подворотням. Объединяет эти объекты отсутствие всей необходимой разрешительной документации. К середине 2015 г. таких нелегальных модулей в столице эксперты насчитали более 250.
Первая попытка системной борьбы городских властей с этой броуновской застройкой была предпринята минувшим летом. Была создана временная контрольная комиссия (ВКК) при Киевсовете, которую возглавил депутат Виталий Даниленко. Пожар на нефтебазе компании БРСМ в Василькове стал катализатором первых демонтажей нелегальных АГЗС. Преодолевая ярое сопротивление "дырочников", в Киеве и близ него снесли порядка 20 объектов. Глядя на это, многие владельцы полулегальных и нелегальных заправок просто закрыли "свой бизнес" и даже самостоятельно вывезли оборудование… от греха подальше.
Однако вскоре работа комиссии закончилась отвратительнейшим коррупционным скандалом: глава комиссии Даниленко был задержан СБУ в августе за вымогательство денег с "нелегалов". Большинство членов ВКК, включавшей и одиозных депутатов, как Марк Гресь, Александр Пабат, Сергей Крымчак, ушли в тень, демонтаж незаконно установленных АГЗС заглох, а раннее снесенные заправки появились вновь.
Сносить, нельзя помиловать
Новый этап начался минувшей осенью. На этот раз инициатива была отдана транспортному департаменту КГГА во главе с Александром Козловским. Дело шло ни шатко, ни валко. Как признался чиновник в ходе круглого стола на отраслевом форуме LPG Ukraine 2015, процесс буксует по ряду причин технического характера. "Компании, которые предоставляют нам газовозы для откачки газа из модулей перед их демонтажем, каждый день получают угрозы, — заявил А.Козловский. — Предложений масса, но они сразу пропадают, как только владелец узнает, для чего нужен транспорт".
Глава транспортного департамента КГГА Александр Козловский не хочет долго церемониться с газовыми заправками: «Нет документов на землю — на выход»
К концу ноября власти договорились о транспортном сотрудничестве с крупными сетями АЗК, и демонтажи продолжились. Впрочем, как признался сам глава транспортного департамента, из всех снесенных объектов (45 заправок) не вернулись на место только две, а некоторые заправки сносили уже трижды.
В ноябре активность КГГА встретила организованный отпор со стороны владельцев демонтируемых заправок. Они, в частности, вменяют главному исполнителю сноса — КП "Киевблагоустройство" — грубые технические нарушения как по технической части, так и по нормативной. Например, работники компании не выполняют требования по вручению предписания о демонтаже, которое дает владельцу трехдневный срок на самостоятельное прекращение работы. Кроме того, в ходе нескольких последних "операций" было повреждено оборудование и создана аварийная ситуация.
Владельцы нелегальных АГЗП оказывают серьезное сопротивление, поэтому коммунальщики вынуждены нанимать подрядчиков в бронежилетах
Основная же претензия — непрозрачность очередности демонтажа и формирование списка "под снос". Александр Козловский утверждает, что списка по факту нет, а принцип приоритетов обозначен следующим образом: "Оцениваем возможности, смотрим на карту и выезжаем".
Самый веский аргумент "нелегалов": почему среди демонтированных объектов нет ни одного модуля одиозного "Барса" — крупнейшей сети из 50 "подзаборных" заправок, одновременно являющейся своеобразным лидером по нарушению всевозможных норм безопасности и налоговой дисциплины?
Источники в отраслевых кругах связывают такую "везучесть" с сохраняющейся влиятельностью и возможностями фактического владельца сети Андрея Кравца, бывшего "завхоза" администрации Януковича.
Сносить нельзя, помиловать
В связи с обострением борьбы с нелегальными "газозаправщиками" операторы большинства АГЗП, которые считают свой бизнес легальным, создали "Первую киевскую ассоциацию сжиженного газа" (ПКАСГ). Ее позиция обозначена так: бездумно зачищать город от необходимой потребителю инфраструктуры нельзя, нужно изменить нормы и дать возможность легализироваться.
В числе последствий ухода мелких операторов с рынка ассоциация "пугает" общественность неизбежным ростом цен, транспортным коллапсам и потерей многих рабочих мест.
Газовыми моноблоками в Киеве уже заняты почти все мыслимые локации
"Если уберем все АГЗП, наступит транспортный коллапс. Мы говорим о разнице между супермаркетом и минимаркетом — обе формы должны быть. Если наш бизнес уйдет с рынка, то потребитель будет платить не 30–40 копеек маржи на литре газа, а 4–5 грн/л, как они сейчас платят за бензин", — сообщил А.Приступов, президент ПКАСГ.
В то же время он утверждает, что члены объединения имеют все необходимые технические и торговые разрешения, а также соблюдают кассовую дисциплину. О земельных документах в ассоциации говорят неохотно, называя это "узким местом", но по факту у этих заправок таких документов просто нет. Именно на этом "узком месте" строит свою железобетонную позицию мэрия: по какому праву вы что-то строите на нашей земле?
Вариант властей — зачистить город "под ноль", а потом застроить его по предлагаемой схеме, ПКАСГ отвергает. По словам А.Приступова, во время сотрудничества с Даниленко некоторые сети уже платили немалые суммы неизвестным фирмам за проекты с последующим получением документов на землю. Ищут эти фирмы до сих пор, поэтому недоверие операторов отчасти можно понять.
При этом факт нарушения закона очевиден — документов на землю сейчас нет, как не было их и при принятии решения о строительстве заправки.
"Кто заставлял вас строить эти объекты без разрешений и документов на землю?! — обратился к операторам моноблоков лидер полтавской компании "Автотранс" Сергей Михайлик в ходе круглого стола на LPG Ukraine 2015. — Мы вкладываем миллион, а кто-то копейки. Правила должны соблюдать все, тогда это будет рынок. Если кому-то нужно три согласования, а кому-то десять, это нечестно. Тут не может быть полумер".
Все аргументы стремящихся к компромиссу владельцев безземельных АГЗП разбиваются о вопрос руководителя компании «Автотранс»: «Кто заставлял вас строить объекты без документов?»
Окончательно скомпрометировала себя в этой ситуации базовая "Украинская ассоциация сжиженного газа" (УАСГ) — самое давнее объединение торговцев сжиженным газом, которая, казалось, призвана отстаивать цивилизованный рынок и конкуренцию. "УАСГ не создана, чтобы разбирать межкорпоративные конфликты. Каждый участник рынка имеет право на свое место под солнцем в рамках законодательного поля", — заявил исполнительный директор Олег Широков, уровняв фактически цивилизованный и нелегальный бизнес. Между тем, по имеющимся данным, активные члены УАСГ, в частности компания "Надежда", принимают посильное участие в программе демонтажей, предоставив по просьбе КГГА газовоз для откачки топлива из сносимых заправок.
Отраслевые ассоциации встали на защиту столичных операторов моноблоков, несмотря на явные нарушения в их работе
Под носом у ГФС
В описанной ситуации удивляет слепота налоговиков. Дело в том, что многие "дырочники" торгуют без выдачи кассового чека. Между тем сжиженный газ является подакцизным товаром, и при его розничной продаже должен уплачиваться 5-процентный сбор. Но раз нет кассы, нет и акциза. По расчетам "Консалтинговой группы А-95", ежемесячно мимо столичного бюджета проходит 9–10 млн грн этого налога.
Позиция ГФС удивительна еще и потому, что разгул бесчековой торговли происходит под носом у фискального главка — в Киеве. Что уж говорить о периферии! Так, общеизвестно, что уже давно без чека отпускается газ с модулей, расположенных в комплексе с заправками Marshal — крупной сети заправок на Востоке страны, хотя есть объекты и в Киевской области.
За забором от модуля горит ресторан. Все, что сделал в этой ситуации персонал заправки, — просто покинул территорию. К счастью, трагедии удалось избежать
На прямой вопрос о том, как возможна подобная ситуация, налоговики предлагают начинать с себя и… звонить с жалобами на горячую линию службы.
Но удивляет и позиция киевских властей — упомянутый 5-процентный налог вводился в рамках программы децентрализации и предназначен для местных бюджетов. Иными словами, выгода КГГА от ликвидации теневого сегмента газового рынка прямая. Для начала в сотрудничестве со столичными налоговиками можно было бы "обилетить" нелегальные АЗС — заставить их торговать через кассу и получать от этого бедствия хотя бы финансовый результат. Впоследствии можно было бы перейти к более детальному изучению этих объектов на предмет сноса.
Как бы там ни было, а столичной мэрии и ее службам необходимо закатать рукава не только для демонтажей, но и для корректной "бумажной" работы — у демонтируемых объектов не должно быть ни единого шанса обвинить власти в незаконных действиях. В противном случае хорошее дело может снова захлебнуться.
Коментарі
Увійдіть щоб мати можливість лишати коментарі
Увійти