Скидки по топливным талонам достигли максимума. На интернет-площадках размещены сотни предложений, позволяющие конечному потребителю сэкономить до 5 грн на литре. Сети АЗС демпингуют сами себя, но продолжают продавать талоны налоговым оптимизаторам. По данным enkorr, на талонах держится более трети топливного рынка.
Главная претензия операторов к инструменту — это то, что из-за мошенников талоны из корпсектора попадают в розницу.
«Топливные талоны — удобный инструмент для корпоративных клиентов, — отмечают в пресс-службе WOG. — Но последнее время некоторые компании используют разнообразные незаконные схемы отмывания средств и пр. Поэтому инструмент нужно усовершенствовать».
По рукам и ногам
«Талонная схема» — одна из самых популярных на теневом рынке. В материале «На заправку — по налоговым ямам» enkorr писал, что махинации с топливными талонами прокручивают как реальные автотранспортные и агропредприятия, так и чистые посредники. Первые около 40% талонов используют для собственных нужд, 60% сбывают в Интернете. Вторые, все скупленные оптом, направляют в розницу.
Еще недавно оптовая скидка, на которую могли рассчитывать крупные покупатели, составляла 4 грн/л. В Интернете по талонам можно было приобрести топливо дешевле на 3 грн/л. Следовательно, посредники забирали у розничных операторов 1 грн. На данный момент скидки достигают 5 грн/л, и маржа сетей АЗС продолжает падать.
Ситуация усугубляется ценовыми колебаниями на мировом рынке. При ценовых скачках эмитент талонов с фиксированный стоимостью всегда несет финансовые убытки.
«Мировые цены на топливо начали расти в начале сентября, а скачок на заправках произошел в конце месяца. Все это время маржа АЗС и так сжималась», — отметил директор «Консалтинговой группы А-95» Сергей Куюн.
Учитывая конъюнктуру рынка, операторы, само собой, не заинтересованы фиксировать цены, но и отказываться от инструмента не спешат. Поэтому они отграничивают срок действия талона.
«У каждого оператора свой срок действия талона, но в любом случае, такое ограничение направлено на уменьшение ценовых рисков», — пояснил заместитель директора ООО «Гепард Ойл» Виталий Пономаренко.
Кроме того, на рынке отмечают, что талоны неудобны и тем, что их производство требует немалых затрат.
Умное решение
«От талонов надо отказываться всем. И перейти на электронные, четко администрируемые системы. Топливные карты, как минимум. С персональным получателем, а не безымянным», — говорит владелец компании «Прайм» Дмитрий Леушкин.
Существует несколько вариантов использования электронных карт с топливом. Литраж размещается на отдельном счете, с которого уже перенаправляется на карты, или же «литры» отправляются в определенную область, и распределение осуществляется на месте.
Но для большей части корпклиентов, которые покупают топливо по безналу, смарт-карты невыгодны. Автотранспортные и агропредприятия не хотят отказываться от серых схем, позволяющих получать фиктивное НДС и зарабатывать на перепродаже талонов частникам. В госсекторе же, который также активно пользуется этим инструментом, талоны стали частью коррупционной системы — своеобразной валютой для выражения благодарности.
«Талон воспринимается как реальный товар. То есть, фактически это то, что можно положить в сейф и по необходимости распределять по своим нуждам. У нас есть и топливные карты, но клиентов, которым они интересны, можно на пальцах сосчитать», — говорит enkorr гендиректор ООО «Техойл ТМ» Виталий Пащенко.
Для сетей АЗС наибольшие ценовые риски несут карты с литровой схемой работы, поскольку цена на купленное топливо фиксируется без привязки ко времени. Топливные талоны работают аналогично, но уже с временными ограничениями. По гривневым картам фиксируется только скидка, поэтому ценовых рисков для АЗС нет.
Переход на электронные карточки неизбежен, уверены участники рынка. В то же время от клиентов, и, следовательно, больших проливов, никто отказываться не готов. Топливные талоны обеспечивают в среднем 30–50% продаж сетей АЗС. По данным «Консалтинговой группы А-95», в 2018 году реализация бензина по безналичному расчету заняла 18–19%. Что касается дизельного топлива и сжиженного газа, показатель находится на уровне 47–48% и 14–15% соответственно. В такой патовой для операторов ситуации выходом может стать запрет талонов на законодательном уровне. Конечно, если государство, будучи крупнейшим их потребителем, станет бороться с коррупцией и теневым сектором.
Коментарі
Увійдіть щоб мати можливість лишати коментарі
Увійти