В июле глава государства дал поручение обеспечить переработку 2 млн т азербайджанской нефти на кременчугской «Укртатнафте». Проект выглядит очень неплохо, так как позволит решить сразу несколько важных задач: увеличение загрузки украинских НПЗ, сокращение импорта нефтепродуктов, повышение прозрачности ценообразования топлива для чиновников и потребителей.
Однако есть и риск того, что при «творческом» подходе благое дело может обернуться противоположным результатом в виде роста цен при таких же низких объемах украинского производства либо снижением налоговых отчислений. Речь идет о крокодильих аппетитах чиновников и менеджеров госкомпаний, отработавших до совершенства умение маскировать свои интересы под лозунгами о стратегической государственной выгоде и заботе о гражданах.
Распоряжением от 6 июля 2011 г. Кабмин утвердил протокольное решение по реализации п.3.3 Плана мероприятий всестороннего сотрудничества между Украиной и Азербайджанской Республикой на 2011-2015 гг., одобренного президентами Украины и Азербайджана 28 апреля 2011 г. В нем речь идет о поставках азербайджанской нефти для последующей переработки на Кременчугском НПЗ «Укртатнафта».
Чтобы понять масштаб проекта, отметим, что в 2010 г. объем нефтепереработки в Украине составил 10,5 млн т. Если все останется как есть, «Нафтогаз» с 2 млн т азербайджанской нефти и 1 млн т российской нефти (ранее стартовавший проект на Лисичанском НПЗ) может увеличить украинскую переработку на 30%. При этом компания получит в свое распоряжение около 2 млн т бензина и дизтоплива, что составляет приблизительно 20% национального потребления. В этом случае будет достигнута оптимальная структура наполнения рынка, в которой импорту готовых нефтепродуктов будет отведено около 30%.
Очень важным результатом программы может стать то, что чиновники и потребители станут лучше понимать работу рынка. Хотя деятельность НАКа прозрачной назвать получается далеко не всегда, компания обязана вести безубыточную деятельность (здесь речь идет об уголовной ответственности менеджмента, а это единственный сдерживающий фактор, который еще имеет действие в нашей стране). Это мы уже видим на первом, пускай и не совсем удачном, опыте поставок давальческой нефти «Нафтогазом» на «ЛИНИК». Компания выставляет нефтепродукты на открытые торги, пытаясь найти компромисс между рынком и точкой безубыточности. Например, сегодня «Нафтогаз» предлагает бензин А-95 оптом по 12 800 грн/т, что с учетом среднего железнодорожного тарифа (250 грн/т) дает себестоимость этого продукта для автозаправочной станции в размере 9,85 грн/л. Таким образом, может быть получен общедоступный индикатор закупочных цен, который позволит получить ответ на извечный вопрос о том, кто и сколько зарабатывает.
Незваный гость
Теперь о подводных камнях и течениях. Есть один неожиданный вопрос: будут ли НПЗ рады поставкам «Нафтогаза» и увеличится ли переработка?
Начнем с Лисичанска. С мая завод ТНК-ВР отправляет в Россию 80% нефтепродуктов, так как родина испытывает нехватку нефтепродуктов (ZN.UA подробно писало об этом в предыдущих номерах). Судя по тому, что на прошлой неделе российское правительство разрешило ТНК-ВР использовать толлинговую схему как минимум до конца 2011 г. (ранее ее хотели запретить из-за бюджетных потерь), лисичанский продукт покинул Украину надолго. По данным российских газет, в отчетах российского Минэнерго ТНК-ВР фигурирует среди основных виновников весеннего кризиса из-за остановки каталитического крекинга на Рязанском НПЗ и снижения выпуска высокооктановых бензинов. Поэтому компания, очевидно, заинтересована принимать самое активное участие в утолении топливного «голода» в России.
Более чем очевидно, что поставки «Нафтогаза» ситуацию с вывозом нефтепродуктов в Россию не изменят. Кроме того, есть вероятность, что ТНК-ВР вообще может отказаться от поставок нефти для собственных нужд, а будет выкупать лисичанское топливо для своей украинской сети у «Нафтогаза». Свою же нефть можно пустить на увеличение объемов толлинга или отправить в дальнее зарубежье.
Но большой вопрос, будет ли сам НАК поставлять нефть в Лисичанск? Первый блин вышел у компании комом. По имеющимся данным, в апреле-мае компания поставила в Лисичанск 134 тыс. т нефти, план на июль составляет 30 тыс. т. Даже без июльских поставок «Нафтогаз» имеет в арсенале 90 тыс. т бензина и ДТ, но из них на 20 июля было продано всего 12,5 тыс. т. НАК попросту не может предложить конкурентные цены.
Впрочем, долгосрочных и успешных давальческих проектов в Лисичанске история не знает. Быстро завершился проект компании «Вик Ойл» в 2009 г., всего несколько месяцев смогла поставлять нефть «Укртранснафта» в 2007 г. в рамках проекта создания так называемого стратегического резерва (как выяснилось позже, это был элементарный бизнес-проект госкомпании и вышестоящего министерства). Отличие нынешней ситуации состоит в том, что «ТНК-ВР Коммерс» фактически ушла с рынка емких и платежеспособных восточных областей, и это может помочь «Нафтогазу» в продаже лисичанских объемов.
Крайне интересно выглядит проект переработки азербайджанской нефти в Кременчуге. Тут тебе и диверсификация поставок, и загрузка завода, в котором НАКу принадлежат 43% акций. Географическое расположение предприятия в самом центре Украины намного более выгодное по сравнению с тем же Лисичанском. Однако есть основания считать, что НАКовским ресурсам не будет рад здешний хозяин – группа «Приват». Уже очевидно, что оператор НПЗ удерживает производство на уровне, необходимом для обеспечения собственной розничной сети, чтобы, как говорят трейдеры, «не переливать» рынок («Приват» является крупнейшим розничным оператором, контролируя 1 556 украинских АЗС, или 25%). Логика в том, что создание ресурсной напряженности ведет к удержанию высоких цен на нефтепродукты, а крупнейшему игроку на розничном рынке это на руку. Зачем производить больше? Чтобы поставлять потом конкурентам, которые из-за нехватки украинского ресурса вынуждены выискивать дорогое импортное топливо?..
«Нафтогаз» эту стратегию в состоянии разрушить, в связи с чем можно ожидать ожесточенных переговоров по условиям взаимодействия на «Укртатнафте». Задача «Привата» – максимально повысить себестоимость производства для госкомпании, чтобы та не имела возможности «портить» рынок. Источники уже сообщают о том, что для переговоров с Коломойским НАК будет привлекать тяжелую артиллерию в лице министра Бойко.
Как и в случае с Лисичанском, не факт, что поставки «Нафтогаза» увеличат загрузку завода. Как и ТНК-ВР, «Приват» может отказаться от собственных поставок импортной, в данном случае – той же азербайджанской нефти. Таким образом, легкий ресурсный голод на рынке сохранится, а с ним и высокие цены.
В целом же «Нафтогаз» со своим президентским поручением может испортить нефтепереработчикам всю малину. Если загрузку НПЗ увеличить, что спокойно можно сделать и без НАКа, то доля импорта нефтепродуктов снизится, а это и испортит картину «занепаду» отечественной нефтепереработки, которую владельцы НПЗ рисуют вот уже который год. (Кроме того, с ростом производства упадут цены реализации, а это опять же вредит бизнесу НПЗ.) Входить в осень, когда ожидается новый виток борьбы за пошлины на импорт топлива, с ростом производственных показателей ну очень неудобно. Более того, на днях ожидается отчетность НПЗ за первое полугодие, и есть основания полагать, что она будет неплохой. И как с этим всем рассказывать о тяготах жизни и требовать ликвидации конкурентов в лице импортеров?
Но может получиться и так, что «Нафтогаз» станет локомотивом этого процесса. Ждать больших барышей от переработки дорогой азербайджанской нефти не нужно. Расчеты показывают, что если НАК сработает в ноль – это будет успехом, ведь выполнены вышеперечисленные стратегические задачи. (Простите, но на старых НПЗ, лишенных инвестиций в модернизацию, большой прибыли быть не может.) Но кто у нас работает в ноль и кому нужны эти стратегические задачи? Тем более в крупном проекте, как правило, много людей, а ко всему на горизонте маячат очередные выборы…
Прибыль можно получить двумя путями. Первый: путем введения пошлин на импорт нефтепродуктов, что пропорционально увеличит доходность «Нафтогаза», позволит удовлетворить всех и, возможно, даже показать какой-то положительный финрезультат (разумеется, не очень большой). Недостаток данного пути в резком росте цен на нефтепродукты для потребителей, которые в итоге могут не так проголосовать.
Второй путь – налоговая оптимизация. Этот метод был успешно опробован в прошлом году и тоже, кстати, накануне местных выборов (прошедших для «регионалов» весьма удачно). Назывался он «Ливела» – безналоговый импортер нефти и нефтепродуктов, за четыре месяца обставивший бюджет на 3 млрд грн. Характерно, что первые партии нефти НАК поставил в Лисичанск через фирму «Интергал», близкого родственника нашумевшей «прокладки» по линии одного из учредителей. Пока все таможенные платежи исправно платятся. Ситуацию может изменить один звонок.
Коментарі
Увійдіть щоб мати можливість лишати коментарі
Увійти