У початок
Испытание трубами

Испытание трубами

Роман Сидорак: «Абсурдная ситуация выходит, используя ГСМ по ценам 2015 г., я должен осуществлять транспортировку нефти по тарифам 2007 г.».  

С 2009 г. госкомпания была частью неформальной вертикально интегрированной нефтяной структуры группы «Приват», создавая очевидное преимущество для бизнеса группы на рынке нефтепродуктов.

Уже первые результаты работы компании после смены менедж­мента свидетельствуют о том, что аналогичные шаги по деолигархизации отрасли должны быть сделаны и в крупнейшей компании страны — ПАО «Укрнафта», которую уже 12 лет контролирует «Приват», хотя 50% + 1 акция принадлежат государству. Однако политикам эта необходимость не вполне очевидна.

«Кофе пить будешь?»

Выдворение ставленника группы «Приват» Александра Лазорко из «Укртранснафты» получилось шумным. Отстаивать своего подопечного в офис госкомпании прибыл лично Игорь Коломойский с автоматчиками, после чего Президент Украины Петр Порошенко уволил его с должности губернатора Днепропетровской области. Сам олигарх в эфире своего телеканала «1+1» заявил, что «Укртранснафта» — кровеносная система его нефтяного бизнеса.

В этом Игорь Валерьевич был искренен как никогда. Нефтепроводная система обеспечивает недорогую и надежную поставку нефти украинских месторождений, также контролируемых «Приватом» через «Укрнафту», на нефтеперерабатывающий завод «Укртатнафты» в Кременчуге.

Контроль «за трубой», во-первых, страхует от появления разного рода чужаков, во-вторых, позволяет использовать государственное имущество максимально дешево. Между тем во всем мире логистика и ее стоимость играют важнейшую роль в конкуренции между поставщиками.

«В течение последних восьми лет дорожали электроэнергия, ГСМ, ремонты, расходы на обслуживание магистралей, но никто не поднимал вопрос о повышении тарифов «Укртранснафты» на прокачку. По сути, госкомпания дотировала частные НПЗ. Абсурдная ситуация выходит, используя ГСМ по ценам 2015 г., я должен осуществлять транспортировку нефти по тарифам 2007 г.», — говорит новый глава трубопроводной компании Роман Сидорак.

Новый менеджмент инициировал повышение тарифов на прокачку до рыночного уровня. В результате с 1 июля 2015 г. Национальная комиссия, осуществляющая государственное регулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг, повысила тарифы в 3,8-7,5 раза в зависимости от направления.

Удержание низких тарифов на прокачку позволяло НПЗ «Привата» ежегодно получать дотацию от госкомпании в размере 140 млн грн. Этот эффект стал виден только сейчас, тогда как причиной отставки Александра Лазорко стали менее изящные схемы «помощи» сторонним организациям, по странному стечению обстоятельств входящим в орбиту «Привата».

Самой очевидной из них стало размещение на трех заводах днепропетровской группы технологической нефти «Укртранснафты» в объеме примерно 300 тыс.т. Но в этом случае псевдопартнеры явно переборщили: за каждый день хранения госкомпания обязалась платить 2,5 млн грн. Не менее интересным вопросом в данной ситуации стала сама целесообразность выкачки этой нефти.

Если опустошение трубы на восточном направлении было оправдано угрозой захвата нефти «сепаратистами», то зачем было выкачивать нефть из других отрезков трубы, в частности на западе страны, остается загадкой.

При этом, как выяснилось, «Укртранснафта» вывела из эксплуатации немало собственных мощностей по хранению, создав искусственные предпосылки для аренды мощностей у предприятий «Привата». Сейчас уже нет сомнений, что проблема хранения технологической нефти была во многом рукотворной и заработали на этом абсолютно конкретные лица.

К слову, эта проблема до сих пор не разрешена. Нефть по-прежнему хранится на НПЗ, хотя оплату за эту услугу «Укртранснафта» с мая не перечисляет, а заводы требуют ее уже и за май, и за июнь, выставляя претензии и намекая на судебные разбирательства.

Как показала инвентаризация нефти, находящейся на хранении на НПЗ, немалая ее часть не соответствует качественным параметрам сырья, которое было закачано туда в 2014 г. Иными словами, помимо получения немалых денег за хранение, как минимум часть этой нефти была переработана и вместо нее была возвращена другая нефть.

Сколько стоит такое кредитование НПЗ — вокруг этого вопроса сейчас идет спор между НПЗ и ПАО «Укртранснафта». По данному факту превышения служебных полномочий Александром Лазорко СБУ возбудила уголовное дело.

Удержание низких тарифов и выгодное хранение технологической нефти — это лишь две самые крупные темы, которые сразу всплыли после смены менеджмента нефтепроводной компании. Сколько еще будет интересных открытий после шестилетнего управления «Привата», остается только догадываться. Как сообщил в интервью «БИЗНЕСу» Роман Сидорак, «приватовская» компания «Синтез Ойл» уже сформировала претензии относительно упущенной выгоды по маршруту Одесса — Кременчуг на 150 млн грн.

«Укрнафта» зовет

Еще один интересный нюанс: после смены менеджмента «Укртранснафты» государству были оперативно выплачены дивиденды в размере 409 млн грн. А вот от крупнейшей нефтедобывающей компании страны «Укрнафты» госбюджет ждет 1,9 млрд грн. дивидендов с октября 2014 г., когда соответствующее решение было принято собранием акционеров. Мало того, в мае текущего года Государственная фискальная служба обнародовала размер задолженности нефтедобытчика перед бюджетом — 5,5 млрд грн.

Достаточно сказать, что «Укрнафта» на порядок больше «Укртранснафты». И управление «Привата», консолидировавшего 42% акций, здесь длится намного дольше — с января 2003 г., когда Игорь Палица был назначен председателем правления.

Вся соль ситуации заключается в том, что, несмотря на владение 50% + 1 акцией, государство не имеет никаких рычагов управления крупнейшей нефтедобывающей компанией страны. Игорь Коломойский недавно признался, что ежемесячно платил $5 млн зятю Леонида Кучмы Виктору Пинчуку. Сколько платил он при «преступных», «кровавых» и прочих режимах, олигарх пока не сообщил.

Как показывает анализ деятельности «Укрнафты», даже $60 млн в год — смешная сумма на фоне реальных заработков компании. В 2009 г. только на одном аукционе по продаже двухмесячного объема добычи «Укрнафты» за счет заниженной стоимости нефти компания лишилась 1 млрд грн., или $140 млн.

Есть и более свежие и более внушительные примеры. В 2013 г. «Укрнафта» заплатила 2,26 млрд грн. за некие исследовательские работы фирме ПАО «Карпатское управление геофизических работ». Однако, как показало расследование налоговиков, эти деньги впоследствии были переведены на фиктивные фирмы и обналичены. При этом в 2013 г. «Укрнафта» официально показала снижение прибыли в семь раз — до 190 млн грн.

И это лишь самые явные факты. А ведь есть еще непонятная экспортная деятельность этой компании, которая, если кто не знал, является крупным экспортером карбамидов, подсолнечного масла и прочих не совсем профильных товаров, выпускаемых предприятиями группы «Приват».

Также хронически убыточной является деятельность «Укрнафты» по оптово-розничной реализации нефтепродуктов. Почему так? Ответ очевиден. Продавая топливо по рыночным ценам, закупает «Укрнафта» его единолично у структур «Привата» по «правильным» ценам.

Если просуммировать все направления возможной оптимизации деятельности, доходность и, соответственно, прибыльность «Укрнафты» увеличится на миллиарды гривен. Несмотря на сей очевидный факт, не говоря уже о нежелании выплачивать дивиденды, правительство не торопится убрать Коломойского из компании.

Тем более что все возможности для этого дали народные депутаты, приняв в начале года поправки в Закон «Об акционерных обществах» и снизив кворум для собрания акционеров с 60% до 50% акций.

Это позволяет держателю госпакета «Укрнафты» самостоятельно сменить все органы правления компании без участия миноритарного акционера в лице «Привата». Однако премьер-министр Арсений Яценюк отказался от такой возможности, избрав максимально длинный путь и назначив собрание акционеров на 22 июля 2015 г.

Мало того, на днях он выступил с инициативой провести переговоры с группой «Приват» о создании на базе «Укрнафты», «Укртранснафты» и «Укртатнафты» вертикально интегрированной нефтяной компании. Как это вяжется с паразитированием «Привата» на нефтегазовых госактивах на протяжении многих лет, остается только догадываться.

Очевидно, что вопрос лежит исключительно в политической плоскости, которая все больше удаляется от реалий. Поэтому рассчитывать на изменения в ПАО «Укрнафта» по примеру «Укртранснафты» вряд ли стоит.

 
Друкувати

Коментарі

Увійдіть щоб мати можливість лишати коментарі

Увійти