У початок
Испытание рентой

Испытание рентой

Назначение Валерия Хорошковского министром финансов было достаточно скупо прокомментировано политическими обозревателями, а «экономисты» практически обошли этот вопрос стороной. Тем временем интрига, связанная с этим назначением, крайне велика. Как себя поведет и зачем пришел на этот пост Валерий Иванович? Как в новом статусе хранителя и распределителя государственного бюджета он построит разговор со своими партнерами и друзьями, методично высасывающими из госбюджета миллиард за миллиардом?

Одна нефтегазовая отрасль уже сегодня таит в себе темы для доброго десятка неприятных разговоров как со старыми знакомыми, так и с первыми лицами государства. Большое пространство для фантазии также предоставляет тот факт, что после ухода Андрея Клюева с поста первого «экономического» вице-премьера многие пророчат Хорошковскому кураторство над всем экономическим блоком правительства. И не только. Впрочем…

Первым и очень показательным тестом для нового главы Минфина может стать вопрос ренты на добычу нефти. Его важность уже подчеркнул сам г-н Хорошковский в своем первом интервью «Коммерсанту» в новой должности: «Поправок (к закону о госбюджете на 2012 год. – С. К.) будет масса и в доходной, и в расходной части. Начнем с того, что уже произошел ряд законодательных изменений, которые приводят к дефициту госфинансов, и их необходимо урегулировать. Например изменение корректирующего коэффициента базовой цены нефти при расчете ставки рентной платы привело к потере госбюджетом порядка 3 млрд грн, а компенсаторов нет».
Как ранее сообщало ZN.UA, в конце 2011 г. Верховная Рада приняла законопроект депутатов-регионалов Юрия Каракая и Олега Царева «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно пересмотра ставок некоторых налогов и сборов». За день до финального голосования в документ неведомым образом попала норма, снижающая ренту – основной налог в украинской нефтедобыче – путем изменения методики расчета корректирующего коэффициента. Разумеется, никакого обсуждения и экспертизы ни в парламенте, ни за его пределами проведено не было (во всяком случае, в установленном порядке, с привлечением парламентских и правительственных специалистов).
Результат виртуозной работы законотворцев проявился уже в январе. По данным Минэкономразвития, ставка ренты в первой декаде января 2012 г. (рассчитанная согласно прежнему алгоритму, так как упомянутый законопроект президент Украины подписал только 12 января) была 3358,86 грн/т. Тогда как за две последующие декады, когда вступил в силу новый механизм расчета, ставка составила 2619,8 грн/т.
Таким образом, налог на нефтедобытчиков в Украине оказался на 22%, или на $92/т, ниже, чем ранее.
Характерно, что снижение налогов произошло на фоне возобновившегося роста цен на нефть, которые в феврале вплотную приблизились к отметке $120/барр. Учитывая, что в минувшем январе добыча нефти с газовым конденсатом в Украине составила 282,4 тыс. т, бюджет уже недосчитался около 140 млн грн. Всего за год сумма недополученных средств составит не менее 2,2 млрд грн.
Если применить повышенную на 11,3% базовую ставку ренты, которая также содержится в законопроекте Каракая-Царева, но с ранее действовавшим механизмом расчета корректирующего коэффициента, то недополученный доход бюджета вырастет до 3 млрд грн (в данном случае январская ставка ренты должна была составить 3737,9 грн/т).
Около 60% добычи углеводородов и, соответственно, «оптимизированных» рентных платежей приходится на компанию «Укрнафта», еще более 20% – на «Укргаздобычу», дочернюю компанию НАК «Нафтогаз Украины». Не вызывает сомнений, что именно среди кураторов этих предприятий необходимо искать реальных режиссеров декабрьского снижения ставок рентных платежей.
Соответственно, если нынешний глава Минфина действительно захочет «отмотать» ситуацию назад, ему предстоит разговор с этими «нефтегазовыми» господами. Беседа обещает быть крайне интересной. Ведь в случае с «Укргаздобычей» собеседниками выступят Дмитрий Фирташ и Юрий Бойко, которых пресса и политологи называют чуть ли не одним целым с самим г-ном Хорошковским.
Но самым содержательным может получиться диалог с «укрнафтовцами». С прошлого года ими принято считать не только Игоря Коломойского, но и некоего партнера в лице ведущей провластной группировки, якобы вошедшей в нефтяной бизнес «Привата» в прошлом году...
Судя по всему, пока настрой нового главы Минфина решительный. Во всяком случае, законотворцы занервничали. Нардеп Каракай в день заявления Хорошковского о недовольстве «рентным» вопросом поспешил заявить, что, мол, базовую цену нефти для расчета рентной платы за добычу нефти и газового конденсата необходимо утверждать ежегодно. Оказалось, что уже даже подан соответствующий законопроект, согласно которому базовая цена нефти должна ежегодно утверждаться путем принятия закона о внесении изменений в Налоговый кодекс. Если к началу года изменения внесены не были, должна действовать прошлогодняя базовая цена.
В то же время в парламенте появился и законопроект депутата Гордиенко, предлагающего аннулировать «рентную» самодеятельность Каракая и Царева, вернувшись к ранее действовавшей системе определения ренты.
Новый глава Минфина уже успел удивить и старых знакомых из Минэнергоугля. По некоторым данным, в начале февраля Минэнерго не поддержало законопроект об освобождении от уплаты НДС импортного оборудования, используемого для модернизации НПЗ. Вполне вероятно, что в скором времени минфиновцам предстоит ознакомиться с еще одним творением Минэнергоугольпрома – законопроектом об освобождении от уплаты НДС нефти, импортируемой «Нафтогазом Украины». Эту инициативу озвучил министр Ю. Бойко в ноябре 2011 г. Однако очевидный размер бюджетных потерь в диапазоне 20-30 млрд грн, вероятно, заставил отказаться от данной затеи в разгар бюджетного процесса. В новом 2012 г. с подачи некоторых советников главы «Нафтогаза» эта тема снова зазвучала в отраслевых кругах. Но теперь в контексте необходимости запуска Одесского НПЗ «ЛУКОЙЛа», в загрузке которого хочет поучаствовать и НАК «Нафтогаз Украины». Однако низкая глубина переработки и затратная логистика поставок нефти делают работу одесского нефтеперерабатывающего предприятия без налоговых поблажек нерентабельной (по оценкам специалистов отрасли, даже более затратной, нежели нынешний простой Одесского НПЗ).
О каких-то мерах, которые должно принять правительство Украины, в швейцарском Давоссе сказал и глава «ЛУКОЙЛа» Вагит Алекперов. Правда, он не уточнил, о чем конкретно идет речь. После подъема энтузиазма по поводу Одессы в январе, сегодня он (энтузиазм) значительно поубавился, а сроки запуска НПЗ сместились, «может быть, на конец квартала»…
Пока нет хороших новостей у ведомства Хорошковского и для другого российского гиганта – ТНК-ВР. Эта компания в январе обратилась к украинскому правительству за помощью в развитии своего украинского бизнеса, в частности Лисичанского НПЗ. Насколько известно из доступных источников, ни один из предложенных пунктов – пошлины или квоты на нефтепродукты, налоговые преференции и прочие мероприятия с риском бюджетных потерь – не то что не был принят, но даже категорически отвергнут Минфином. Может быть, поводом для такого отказа стало не вовремя опубликованное сообщение о том, что ТНК-ВР по итогам 2011 г. готовится выплатить акционерам $7,4 млрд дивидендов? Если так, то зря…
Судьба рентных платежей и других «миллиардных» вопросов в нефтегазовой отрасли поможет лучше понимать происходящее, а также настрой и даже полномочия самого В. Хорошковского, оказавшегося «по разные стороны баррикад» со своими вчерашними политическими и деловыми партнерами. Его дальнейшая карьера напрямую зависит от успешности на посту главы Минфина, а это, в свою очередь, будет связано с умением сохранить и преумножить государственные финансы. Предыдущая позиция способна ему в этом помочь, так как основные дыры в госбюджете экс-главе СБУ, скорее всего, хорошо известны. В нефтегазовой отрасли это контрабанда нефтепродуктов, «инвестиционные» расходы государственных нефтегазовых компаний (те же «вышки») и т.д.
Другое дело, что новые схемы могут являться источниками наполнения предвыборного фонда «небезразличной политической партии (кандидата)», что неоднократно практиковалось ранее. В 2010 г. это была «Ливела», о бессилии в борьбе с которой рапортовал в парламенте предшественник Валерия Хорошковского – Федор Ярошенко. В 2011 г. таковой можно считать поставки нефтепродуктов через Феодосийскую нефтебазу (здесь пока никто ни перед кем не отчитывался и, вероятно, уже не будет). Чего ждать в предвыборном 2012 г., пока неизвестно. А может, этим «каналом» уже стала и рента на добычу нефти? Порядок ожидаемых бюджетных «рентных» потерь, к слову, сопоставим с показателями чьих-то «неучтенных» доходов 2010-2011 гг…
Сергей Куюн, «Зеркало недели» №6, 17 февраля 2012 г.
Друкувати

Коментарі

Увійдіть щоб мати можливість лишати коментарі

Увійти