Падение нефтяных цен уже сказалось на стелах украинских АЗС – подешевели и бензин, и ДТ. И только сжиженный газ не сдается и остается на уровне конца июля. На фоне удешевления импортного газа и укрепления курса нацвалюты стабильность цен в рознице раздувает маржу на пистолете и уже начинает вызывать вопросы. Операторы спешат распродать старые запасы, законтрактованные на 10-15% дороже нынешних спотовых цен, и всеми силами стараются сохранить нынешний уровень розничной маржи. Опыт начала 2015 г. говорит, что такие игры чреваты неприятным финалом: в разрастающийся зазор между оптом и розницей могут впрыгнуть новые «подзаборники».
Все говорит об одном
Обвал нефтяных котировок повлек за собой снижение цен на сжиженный газ. За август СУГ на польско-белорусской границе подешевел более чем на треть, до $280/т. В частности, на $75 цены уменьшились за вторую половину месяца. Таким образом, газ еще раз продемонстрировал плотную связку с нефтью, об ослаблении которой приходилось слышать от европейских экспертов.
Параллельно со снижением котировок хорошие новости приходили из НБУ. В кулуарах аукциона «Укргаздобычи» 26 августа трейдеры отмечали, что приобретали доллары по 21,4 грн. Последние тенденции нашли отражение на результатах торгов УГД: цена снизилась со стартовых 12300 до 10200 грн по некоторым лотам. Для реализации трети выставленного объема продавцу пришлось по три раза крутить снятые позиции.
«Укргаздобыче» пришлось буквально вколачивать ресурс в покупателей, которые или придерживались очень коротких позиций, или занимали совсем пессимистическую ценовую позицию», - прокомментировал затяжные торги директор «Газтрон-Украина» Владислав Колодяжный.
Он считает, что крупные и дорогие запасы на рынке остаются главным тормозом снижения цен в рознице. По имеющимся данным, только за первые 2 декады августа в Украину по железной дороге приехало более 55 тыс. т импортного газа, а это очень много.
Согласен с коллегой президент Украинской ассоциации сжиженного газа Станислав Батраченко: «Накоплены достаточно солидные запасы, закупленные по высоким ценам», - отмечает он, добавляя, что в этом свете снижение на торгах УГД не имеет большого значения.
По оценкам В. Колодяжного все участники рынка имеют двух-трехнедельные запасы продукта, приобретенного еще по августовским ценам в диапазоне от 340 до 380 долларов, а более дешевый сентябрьский ресурс ожидается не ранее конца первой декады. «Поддержку внутренним ценам также окажет остановка в сентябре-октябре на плановый ремонт Мозырьского НПЗ. Скорее всего, цены FCA в ближайшие пару недель сконцентрируются в диапазоне 12000-12500 грн/т c дальнейшей корректировкой на фоне укрепления гривны и подходе сентябрьских объёмов», - прогнозирует ситуацию В. Колодяжный.
Дорогие игры
Пока более дешевый газ не достиг в Украине решительных масштабов, рейдеры стараются оттянуть момент снижения цен в рознице. Об этом, в частности, говорит очевидный загон цены на торгах ПГНК – пока УГД пыталась сбыть газ по 10200-10500, другие настойчивые трейдеры скупили ресурс ПНГК по 12300 грн/т. Таким образом, покупка менее 8 вагонов газа ПГНК поможет еще какое-то время держаться высокой индикативной цене в прайсах оптовиков.
Тем временем за последнюю неделю августа бензины в крупнейших сетях АЗС успели подешеветь на 1 грн/л. Участники газового рынка, конечно, прогнозируют коррекцию ценников на АГЗС, однако не предрекают значительного падения цен. «Снижение не будет значительным - до 5%, не более. Вероятно, что до средины сентября крупные розничные игроки сильно снижаться не будут», - считает С. Батраченко. Впрочем, по его словам, падение продаж из-за прогнозируемого похолодания может увеличить масштабы темпы снижения до 10-15%.
По мнению руководителя управления поставок и реализации газа сети WOG Андрея Корольчука, снижение цен на АГЗС может начаться уже со следующей недели, а может растянуться на 2 недели.
«Снижение составит порядка 50 коп./л и может продолжиться при условии стабильности гривны и котировок», - сообщил он, отметив, что сегодня уже есть тревожный сигнал - котировки выросли на 6% за день в след за скачком нефти.
По мнению В. Колодяжного, традиционно снижение цен начнется с «подзаборных» заправок, желающих увеличить реализацию. За счет отсутствия налоговой нагрузки и работе на маленьких запасах рентабельность этой прослойки рынка самая высокая в отрасли. «Думаю, это вопрос недели-двух. А затем подтянуться и сети», - резюмирует он.
По нашим расчетам на 28 августа усредненная грязная маржа «с колес» составляла в рознице 2,7-2,85 грн/л, в то время как старые запасы больше 2 грн с литра зарабатывать не позволяют.
Это, конечно, не 4 грн, которые встречались у работающей «с колес» мелочи в январе- феврале, но тоже солидный заработок. Удерживающих всеми силами цену розничников, с одной стороны, можно понять: маржа большая (есть шанс дозакрыть минуса начала года), реализация отличная да и от цены сильно пока не зависит. С другой стороны, дальнейшее увеличение маржи чревато увеличением популяции нелегальных АГЗП не только в Киеве, но и других регионах. Сигналы об этом уже поступают. Аналогичная ситуация была в начале 2015 г., и решение этой проблемы тогда стоило столичным операторам очень дорого.
Коментарі
Увійдіть щоб мати можливість лишати коментарі
Увійти