У початок
Дело на миллиарды

Дело на миллиарды

Тема затопившей рынок бодяги актуальна как никогда. Рост налогов и мировых котировок взвинтил цены на колонках, открыв шлюз для всего, что горит. Откровениями стали пресс-релизы общеизвестных бодяжников, а интервью и сообщения о всевозможных наработках в области различных альтернативных топлив стали вообще будничными. Разумеется, все это стало возможным благодаря нокауту государственной системы контроля качества, в котором та находится уже третий год.

Вопрос достиг властных вершин, где неожиданно нашел отзыв у тамошних обитателей, ведь предпочитаемая ими автомобильная техника ой как требовательна к качеству топлива. И вот то, о чем так долго говорили все кому не лень, свершилось: правительство выделяет деньги на покупку передвижных лабораторий. Диковинной техники еще никто не видел, но шуму столько, как будто приобрели как минимум стратегические бомбардировщики. Если же попытаться оценить перспективность проекта с учетом объективных реалий, то получим картину, когда неплохую машину забыли заправить топливом.
Пункт о приобретении передвижных лабораторий по проверке качества нефтепродуктов затесался в специальной правительственной программе, направленной на развитие топливного рынка, увидевшей свет в начале этого года. (Как несложно догадаться, вновь озаботиться проблемами этого рынка чиновников заставила традиционная причина – рост цен). Кабмин выделил 27 млн грн для закупки мобильных лабораторий, параллельно в Госпотребстандарт поступили 1,7 млн грн собственно для проведения проверок качества нефтепродуктов на АЗС.
Деньги еще не были выделены, как выстроилась очередь желающих своей ведущей роли в этом важнейшем процессе. И стало непонятно, кого должны возблагодарить водители и проклинать владельцы СТО? Активнее других заявило о своей ведущей роли в этом процессе Минэнерго, глава которого в одном из телеэфиров заявил, что «мы начнем проверки уже этим летом». Кто это «мы», пока остается загадкой, так как отраслевое министерство не наделено функциями проверок качества на АЗС (хотя наверняка хотело бы их получить). Госпотребстандарт (в связи с админреформой теперь он называется Комитетом по вопросам технического регулировании и потребительской политики) с врожденной скромностью не сильно распространяется на эту тему (как и на все остальные), поэтому попробуем сами разобраться в перспективах проекта.
Начнем с того, сколько лабораторий можно купить на заявленные средства. По мнению экспертов, около дюжины, в крайнем случае десяток.
«В среднем одна мобильная лаборатория стоит около 2,5 млн грн, а отбор и проверка одного вида нефтепродукта в такой лаборатории – в пределах 800-900 грн», – сообщила OilNews начальник отдела контроля качества нефтепродуктов «Концерна «Галнафтогаз» Алла Сидорович.
Аналогичные цифры приводит другой видный эксперт в сфере контроля за качеством нефтепродуктов – заместитель гендиректора донецкой «Параллели» Александр Титов.
«Если использовать в качестве базового автомобиля «Газель», то на выделенную Кабмином сумму можно купить 10-12 лабораторий», – считает он. Сколько комплексов приобретут по факту, посмотрим, ведь у наших чиновников, как правило, своя математика. 
Нефтетрейдеры давно предлагают свою финансовую помощь для возобновления государственного контроля качества, но законодательство запрещает такое сотрудничество
Теперь надо понять, на какое число объектов хватит щедро выделенных Кабмином 1,7 млн грн. Опрошенные эксперты сходятся во мнении, что необходимо исходить из суммы 5 тыс. грн на проверку четырех видов нефтепродуктов. Одна проба будет стоить 800-900 грн, тогда процесс обременен дополнительными расходами, как минимум, зарплатой персонала и необходимыми материально-техническими ресурсами. Учитывая богатый опыт украинских чиновников, стоимость этих проверок по факту может всех нас сильно удивить. Пока что есть надежда, что при экономном расходовании государственных средств выделенных денег хватит на 340 станций или около 5% от их общего числа в стране. Не густо, но все же лучше, чем ничего.
Было бы желание
Эффективность даже столь мизерной выборки может быть сведена вообще до нуля. Помимо скудных средств, проверяющие серьезно ограничены существующим законодательством в этой сфере. Например, согласно Приказу Госпотребстандарта №311 от 25 октября 2006 г. перед проведением плановой проверки проверяющий орган должен направить субъекту хозяйствования письменное уведомление о проведении плановой проверки не позднее, чем за 10 дней до дня ее проведения. Надо ли объяснять, чем будет заниматься предупрежденный бодяжник следующие 10 дней после получения этого письма счастья?
С другой стороны, ведомству можно использовать норму, прописанную в Законе «О защите прав потребителей». В частности, при наличии жалобы от потребителя на качество нефтепродуктов на той или иной АЗС проверяющий орган имеет право осуществить внеплановую проверку, без предупреждения собственника станции.
Еще один рецепт предлагает А.Сидорович: «В состав комиссии, проверяющей АЗС, можно включить представителей силовых структур, например, налоговой инспекции или прокуратуры, которые имеют право проводить свои проверки без предварительного извещения проверяемого предприятия».
В разговоре со специалистами в области контроля качества звучит тревога и по поводу готовности персонала Госпотребстандарта обеспечить выполнение непростой процедуру отбора проб. Ранее на этой почве между владельцами АЗС и проверяющими возникали постоянные судебные споры, в которых ритейлеры без труда разбивали контролеров на основании несоответствия проверок установленной процедуре. Это так напугало Госпотребстандарт, что в один прекрасный день ведомство перестало публиковать отчеты о проверках и выявленных нарушениях, дабы не накликать очередные повестки в суд. 
«Высокие» цели
В итоге имеем две основные проблемы, стоящие на пути эффективного государственного контроля качества нефтепродуктов. Первая – законодательство, вторая – отсутствие финансирования. И если при наличии желания и квалификации сделать это можно, то без денег передвижные лаборатории со временем превратятся в недвижимое имущество.
Источник средств для проверок тоже более или менее ясен – это налоги, получаемые государством от нефтепродуктов. За последние три года акциз на бензин вырос втрое, в разы увеличилась фискальная нагрузка и на дизтопливо. Параллельно шел другой процесс – снижение качества. Поэтому было бы полностью справедливо, чтобы государство часть средств от растущих налогов на нефтепродукты целевым образом выделяло на проверки качества. Тем более, что речь идет буквально о крохах с этого царского стола. Так, при нынешнем уровне потребления около 9 млн т светлых нефтепродуктов примерно в равных долях между бензинами и дизтопливом можно ожидать около 14 млрд грн акциза и НДС на него.
Выделение средств на экспресс-лаборатории дает надежду на возрождение госконтроля. Главное, чтобы дело не осталось в формате только заявлений
На проверки всех украинских АЗС хотя бы раз в год понадобится чуть более 30 млн, пускай, 50 млн грн. Это всего ТРЕТЬ процента от годовой суммы топливных налогов. При этом проверка качества топлива – тот редкий случай, когда заинтересованы все: и потребители, и ритейлеры, и производители. Но самым заинтересованным субъектом является государство, ведь для него бодяга – это прежде всего неуплаченные налоги. Даже если принять объем бодяги на рынке на 10%, в чем, наверное, никто не сомневается, то исходя из вышеприведенных расчетов государство не доберет около 1,4 млрд грн. Иными словами, для державы наведение порядка на рынке станет супервыгодным проектом (где вы видели госпредприятие, которое давало бы такую прибыль?), и очень странно, что столько бизнесменов во власти еще это не поняли. Помимо прямой финансовой выгоды в виде увеличения налоговой отдачи от этой отрасли, ощутимым бонусом станет возможность повысить лояльность автомобильного электората. Пока желающих попиариться больше, чем тех, кто может что-то изменить с финансированием. В этой связи интересен проект топливных маркеров, который предлагает новых подход к старой проблеме контроля качества нефтепродуктов.
Друкувати

Коментарі

Увійдіть щоб мати можливість лишати коментарі

Увійти