По словам Осаму Мэкавы из транспортного бюро правительства Токио, автобусы, закупленные японской столицей специально для обслуживания Олимпиады-2020, стали настоящим хитом. «Отзывы водителей очень хорошие. Автобусы тихие и очень мощные», — говорит он. Однако экономические реалии угрожают смелому эксперименту японской столицы с «зеленым» общественным транспортом, пишет Financial Times (FT).
Похоже, что закупив к олимпиаде десятки водородных автобусов, в этом году Токио не будет расширять их парк. Все дело в стоимости. Автобус на топливных элементах от Toyota стоит ¥100 млн ($900 тыс.) за 6-летнюю аренду. Автобус с дизельным двигателем стоит ¥24 млн ($220 тыс.) и имеет срок полезного использования 15 лет.
Для ввода в эксплуатацию первых 100 водородных автобусов местные и национальные власти выплатили субсидии, покрывающие 80% стоимости аренды. Но даже этого недостаточно, чтобы сделать «зеленые» транспортные средства конкурентоспособными.
«Расходы на топливо также выше, — говорит Дайсуке Хараяма, отвечающий за операции в Tokyu Bus, частной компании, которая представила два автобуса на топливных элементах (FCV). — Стоимость топлива для FCV в 2,6 раза выше, чем для дизельного автобуса».
Фундаментальные ограничения, стоящие на пути повсеместного внедрения водородных автобусов, выглядят так: высокие капитальные затраты на транспортное средство с его сложной системой привода и топливным элементом, заполненным экзотическими материалами; короткий срок службы, который ограничен производительностью топливного элемента; высокая стоимость водородного топлива.
«Я думаю, что сейчас будет сложно перейти на топливные элементы, — говорит Хараяма. — Мы не смотрим на то, хороши или плохи топливные элементы. Придет время, когда мы больше не сможем использовать дизельное топливо, поэтому нам нужно будет подумать об [альтернативных] вариантах».
Тем не менее, за счет использования водородных автобусов в Токио ожидают увеличения спроса на водород и усиления поддержки заправочной инфраструктуры. Последнее будет иметь важное значение, если водородное топливо когда-либо станет мейнстримом.
«Использование таких автобусов приводит к значительному увеличению спроса на H₂», — говорит Маэкава. Автобусы ходят весь день, в отличие от машин, которые в основном остаются припаркованными. «Наличие в эксплуатации H₂-автобуса эквивалентно перемещению 50 автомобилей на топливных элементах».
Самый фундаментальный вопрос для всех водородных устремлений Японии звучит так: откуда это топливо? В настоящее время оно в основном производится из природного газа на действующих химических заводах, и этот процесс сопровождается выделением больших объемов углекислого газа.
В будущем Япония надеется импортировать большое количество водорода из таких стран, как Австралия, где он будет производиться из угля с улавливанием и дальнейшим хранением углерода или производиться с использованием экологически чистой электроэнергии.
Однако на данный момент экологическая польза водородных автобусов, которые будут перевозить олимпийских спортсменов и официальных лиц по городу, является гипотетической. Олимпийский огонь будет гореть красиво, но для истинного перехода к водородному обществу потребуются годы терпеливых усилий и несколько больших прорывов в стоимости.
Как сообщал enkorr, всемирный рынок водорода будет окончательно сформирован к 2040 году.
Коментарі
Увійдіть щоб мати можливість лишати коментарі
Увійти