За последние три года ущерб нефтяной отрасли Ирана от экономических санкций составил 100 млрд долларов. Исламская Республика, возможно, обратится в международные судебные инстанции с требованием к США возместить убытки от ограничительных мер. Об этом заявил секретарь Совета по целесообразности принимаемых решений Ирана Мохсен Резаи (на фото), сообщает «ТАСС» со ссылкой на иранское агентство ИРНА.
«Санкции ограничили экспорт иранской нефти объемом 1 млрд баррелей за три года, что привело к снижению доходов от экспорта энергоносителя за этот период на 100 млрд долларов», – приводит ИРНА слова Резаи. Он напомнил, что в отношении Ирана действует ограничение на ежедневный экспорт нефти: продаваемый объем не должен превышать 1 млн баррелей. До введения санкций Иран ежедневно экспортировал более 2 млн баррелей.
Однако, по мнению Резаи, непосредственно санкции – это лишь одна причина такого ущерба. Резкое падение цен на нефть также привело к снижению доходов. «Непосредственные санкции США реализовали самостоятельно и с помощью Совета Безопасности ООН, косвенные же – с помощью Саудовской Аравии и некоторых других экспортеров нефти из стран Персидского залива», – подчеркнул Резаи.
Секретарь Совета по целесообразности принимаемых решений констатировал, пишет агентство ИРНА, что «в иранском обществе набирает силу движение с требованием к правительству страны обратиться в Международный суд с обвинениями в адрес Соединенных Штатов в организации санкций по сфабрикованному иранскому «ядерному досье» и потребовать через этот суд от американской администрации компенсацию за причиненные убытки за последние три года».
Напомним, в конце декабря 2014 г. спикер иранского парламента Али Лариджани заявил о том, что правительство Ирана знает о региональных игроках, работающих против Тегерана на глобальном нефтяном рынке. Под подозрением Тегерана находятся, страны, которые действовали против Исламской Республики во время ирано-иракской войны 1980-х годов, намекая на Саудовскую Аравию.
Справка OilNews
Иран обладает третьими по величине разведанными запасами нефти после Саудовской Аравии и Венесуэлы (18,8 млрд т – 9,9% мировых запасов). Даже в условиях ограничения на экспорт нефти Исламская Республика сохраняет положительный торговый баланс.
Кроме того, наряду с появлением на углеводородном рынке новых игроков (в первую очередь, африканских), иранский фактор играет важнейшую роль в снижении стоимости нефти.
Европейские государства, желающие диверсифицировать поставки энергетического сырья из России, уже давно готовы закупать нефть и газ в Иране. Однако камнем преткновения между ними и Исламской республикой остается ядерная программа Ирана (ЯПИ).
Одним из самых сложных вопросов в ходе переговоров между «шестёркой» и Ираном остаются центрифуги, предназначенные для обогащения урана в рамках ЯПИ. В сентябре президент Роухани заявил, что его страна не намерена сокращать количество центрифуг, задействованных в ядерной программе. Он подчеркнул, что Договор о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО) не уточняет, каким количеством центрифуг может обладать подписавшее ДНЯО государство.
Коментарі
Увійдіть щоб мати можливість лишати коментарі
Увійти